Вообще, несмотря на жесткую, порой весьма пристрастную критику армии, ее действия вызывают у меня восхищение.
Четверо моих детей служили в Армии обороны Израиля: двое выполняли штабную работу, один был в боевых частях, самый младший еще в армии, в инженерной команде.
Со старшими проблем не было, а с младшим… Ему нужно было до призыва получить водительские права. Как он сопротивлялся! Только благодаря мягкой настойчивости людей, которые готовили его к службе, он закончил курс (за обучение платит армия). Однако после призыва начались жалобы: время уходит бездарно, служба ничего не дает. И это прошло. Он без особых осложнений переболел «детскими болезнями», в чем немалая заслуга командиров. Сейчас ездит на джипе «Хаммер», возит офицеров и инструктирует новобранцев.
Но есть еще одна вещь, которая удивляет меня все время. Я имею в виду взаимодействие разведки и боевых частей при ликвидации террористов. Это стало привычным: автомобиль с террористами передвигается по городу, «вдруг» с неба падает ракета, которая разносит его в дым. Или спустя считанные секунды после обстрела Израиля на команду террористов падает бомба.
Понятно, что без соответствующего материально-технического и людского обеспечения добиться таких результатов невозможно. И как же это достигается? Один из путей описан ниже (сокращенный перевод статьи из приложения к газете «Маарив» «Самые лучшие» за 12.04.06):
«В октябре 2001 года началось осуществление проекта
Жизнь этому амбициозному проекту дал бывший начальник генерального штаба Шауль Мофаз. Он сказал в свое время, что выходец из семьи, где питались хлебом и водой, должен помочь таким же беднякам выйти в люди.
На первом этапе были собраны несколько десятков выпускников — отличников из периферийных средних школ. Армия взяла на себя расходы на обучение в университете (включая жилье и прочие нужды), чтобы эти молодые люди могли получить первую степень (соответствует средне-техническому образованию, 3 года обучения — Б.Р.).
Ожидания оправдались. Количество отличников среди отобранных выпускников в конце срока обучения было заметно выше, чем среди других студентов. Впоследствии они повысили свою квалификацию в армии и служат во всех родах войск на ключевых должностях, связанных с технологией и наукой.
В 2005 году в проекте участвовало уже более 600 человек — выпускников школ и студентов. Намерение Мофаза и руководителей проекта — за десять лет довести число дипломированных специалистов-контрактников до нескольких тысяч человек.
Что получает армия: существенное пополнение дипломированными специалистами, готовыми служить по контракту и вернуть государству затраты на их образование.
Государство также выигрывает, потому что часть специалистов вернется в свои родные места и послужит для их развития. Успех этого проекта служит основой для дополнительных программ.
Процветанию промышленности способствует и то, что фирмы высоких технологий берут на работу студентов, которые будут работать на тех же местах и после окончания срока армейского контракта.
Кроме того, есть перспектива развития системы образования — студентам дают навыки преподавания.
Преимущества ясны. Часть студентов, конечно, могла бы и без этого проекта преуспеть в учебе и после службы в армии найти себе достойные рабочие места. Но часть, которую тоже нельзя сбрасывать со счетов, наверняка сошла бы с дистанции из-за больших финансовых трудностей. Таким образом армия помогает участникам программы решить часть их жизненных проблем".
Исторический факт: 40 лет назад, в 1967 году Израиль захватил Синайский полуостров.
У итальянца спросили, какие самые сильные армии в мире он знает. Итальянец ответил:
— первая самая сильная армия в мире — русская армия в войне 1812 года: она заманила Наполеона вглубь России и заморозила его в снегах,
— вторая самая сильная армия в мире — русская армия в войне 1941−1945 гг.: она заманила немецкую армию вглубь России и заморозила ее в снегах,
— третья самая сильная армия в мире — египетская армия в войне 1967 года: она заманила израильскую армию вглубь Синайской пустыни и теперь ждет морозов.
Научная гипотеза: нас ждет всемирное потепление.