Проблемы ЖКХ. Какие платежи взимаются неправомерно?

Реклама
Профессионал

Во многих городах Российской Федерации сложилась практика взимания с собственников помещений управляющими организациями платы за содержание не принадлежащей таким собственникам придомовой территории. Иными словами, собственников квартир вынуждают оплачивать услугу по уборке придомовой территории, однако зачастую собственником этой территории является администрация города.

Основным нормативно-правовым документом, регулирующим деятельность управляющих компаний, является Жилищный Кодекс РФ.

Согласно ч.2, ст. 162, ЖК РФ:

По договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме, в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме.

Данная норма определяет предмет договора управления — производство работ и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также предоставление

Реклама
коммунальных услуг собственникам помещений в этом доме. По своей правовой природе договор управления является договором возмездного оказания услуг, где собственники многоквартирного дома (заказчик), поручают управляющей компании (исполнителю) за плату выполнять работы и оказывать услуги по содержанию принадлежащего таким собственникам общего имущества.

По общему правилу действия по осуществлению прав требования и исполнения обязанностей, образующих состав обязательства, совершаются сторонами договора, и каждая из сторон по договору несет обязанность в пользу другой стороны.

Исполнение обязательств в адрес третьего лица без соответствующего соглашения сторон договора недопустимо. Соответственно, и условий, согласно которым у собственников возникает обязанность оплаты услуг, получателем которых является иной субъект, договор управления многоквартирным домом содержать не может.

Реклама

Частью 3 указанной статьи установлены иные существенные условия договора управления, одним из которых является указание состава общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление. Определение состава общего имущества в многоквартирном доме должно соответствовать Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением

Реклама
Правительства Р Ф № 491 от 13.08.2006 г.

Пункт 3 Правил указывает, что

При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.

А в случае расхождения сведений о составе общего имущества пунктом 4 Правил устанавливается приоритет сведений, содержащихся в Реестре.

В соответствии с ч.5, ст. 16 ФЗ № 189 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»:

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Реклама

Из содержания данной нормы следует, что в случае если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, собственником земли под многоквартирным домом является субъект соответствующего административно-территориального образования. Соответственно, и право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента его постановки на государственный кадастровый учет.

В то же время, в соответствии с пп. в), п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства № 491 в состав услуг и работ не входят:

Уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества.

Реклама
Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.

Согласно ч.1, ст. 39 ЖК РФ

Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Данные положения устанавливают обязанность для собственников содержания принадлежащего именно собственникам на праве общей долевой собственности имущества.

Также законодательство не допускает возможности взимания с граждан платы за услугу, им не оказанную. В соответствии со ст. 781 ГК РФ, ст. 37 ФЗ № 2300 -1

Реклама
потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги.

В силу ст. 4 ЖК РФ вопросы, касающиеся оказания услуг, выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества, относятся к жилищным правоотношениям, на которые распространяются положения Закона Р Ф № 2300−1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей».

В нашем случае услуги не оказывались собственникам помещений, они были оказаны иным лицам, являющимся собственниками имущества, в отношении которого производились работы по его содержанию. Соответственно, у собственников не возникает обязанности оплачивать данные услуги.

В отсутствие правовых оснований, возложение на собственников помещений МКД обязанности содержания имущества, принадлежащего иному субъекту, незаконно. Начисление платы за не оказанные услуги является недопустимым и необоснованным, данные суммы начисленных коммунальных платежей подлежат возврату и исключению из платежных документов.

Реклама