Вряд ли есть государства, которые не шпионят за своими гражданами и не используют для этого всю мощь государственной машины. И как показывает опыт, чем больше государство кичится своей демократичностью, тем больше оно и шпионит. Демократия — занавеска, прикрывающая то, что находится за окном.
И все-таки когда наше правительство обязало операторов связи хранить бессмысленное блекотание граждан по мобильнику, долго и в особой коробочке, многие заволновались, словно каждый второй у нас террорист или казнокрад.
И тем не менее люди встрепенулись небезосновательно, ибо у многих в шкафу есть свой «режиссер Якин», с которым они собирались свалить «в Гагры».
Что и говорить, хочешь потерять семью, друзей, работу — покажи всем свою переписку. Все мы бываем не в духе, можем за глаза и послать горячо любимого бесконечно далеко, и по подружке проехаться в сердцах, и покуситься на святое — на начальника. Но если близкие подуются да простят, то «насяльника» точно закопает живьем и осиновый кол в грудь дополнительно вобьёт.
Раньше слово было крохотным юрким воробышком, что вылетит — не поймаешь. Скоро некого будет ловить, наступит гробовое (ой, то есть «золотое») молчание.
Думаю, граждане, не помышляющие о захвате власти и обращении всего мира в свою покемонскую веру, не очень боятся слежки со стороны спецслужб как таковой. Не очень смущает, что полковник Пронин узнает, на сколько дней у меня задержка и чем именно я отравилась в прошлую пятницу, шарясь по помойкам. Не думаю, что государству это очень интересно.
Гораздо интересней, если я напишу подружке, как сдаю квартиру и не плачу при этом ни шиша государству. Ибо зная, что человек немножко вор, но в тюрьме пока не сидит, управлять им — сплошное удовольствие.
Опасаются простые смертные тех, о ком так ярко выразился Фазиль Искандер:
«…иная компания содержит в себе вещество мерзости, намного превосходящее то количество, которое необходимо для выполнения нормы мерзавца каждым членом этой компании, то есть на каждого мерзавца компании может распределиться полуторная норма мерзости, если они будут настаивать на математическом выражении своей доли мерзости».
А «иных компаний» у нас хоть отбавляй. Сливает же кто-то мошенникам бабушек и дедушек, что живут в квартире одни. Иначе как объяснить, что «добрые люди» звонят и напрашиваются к ним в гости каждый божий день, обращаясь по имени и отчеству, чтобы предложить какие-нибудь «очень нужные лекарства», «очистители воды» или «социальную помощь». Убеждена, что без своего человека в госструктурах это было бы невозможно.
Что уж говорить о коммерсантах, которым сам бог велел «ковать», не отходя от кассы. Даже похоронные агентства узнают об усопшем в больнице человеке раньше, чем его родственники.
Можно купить базу данных, содержащую любые сведения о вас, которые вы куда-либо официально предоставляли. Ваша семья, имущество, зарплата — всё это есть и всё это доступно за деньги любому желающему.
Не удивлюсь, если спустя время после введения закона о хранении данных Сеть запестрит предложениями «прокачать» вашего мужа, подругу, коллегу на предмет безупречности любви к вам. Обязательно найдутся заказчики таких услуг. Даже если эти предложения и будут выглядеть на экране весьма разрозненно и хаотично, их авторов можно будет пересчитать по пальцам. Ибо чем дольше живешь, тем меньше веришь в хаос, а больше в организованный хаос, из которого разные, но конкретные люди извлекают для себя разные, но конкретные выгоды, и выгода сотовых операторов от нововведений очевидна.
Именно сотовые операторы, которые так угрожающе шипят и предупреждают, что поднимут плату за связь, в числе первых подозреваемых по делу о разглашении личных данных. Отказаться от такого заработка приличному бизнесмену даже как-то неприлично.
Зная о человеке пару-тройку грязных фактов, что в масштабах Вселенной слишком ничтожны, но для человека слишком значимы, можно стать его личным кукловодом, Карабасом Барабасовичем. Только представьте — миллионы деревянненьких Буратин!
А гигабайты фото, пересылаемых нами друг другу? Квартиры, дачи, машины с номерами, «три магнитофона, три портсигара отечественных… куртка замшевая… три» — короче, всё, нажитое непосильным трудом, как говорил сами знаете кто. Грузите апельсины бочками, аферисты-мошенники…
И тем не менее я углядела пару плюсов в этом рае для товарища Бендера. Люди станут меньше болтать и, наконец, займутся делом и семьей, и, возможно, снова научатся ходить друг к другу в гости. Ибо Сеть и без нововведений принесла много бед простым смертным. Кого-то благодаря Сети не взяли на работу (
В любом случае, эксгибиционировать на глазах Всевидящего Ока и кормить и без того сытых сотовых операторов захочется далеко не всем. Мне лично уже неохота.
Что еще почитать по теме?
Конфиденциальность телефонных разговоров — миф или реальность?
Как обезопасить личную информацию в Интернете?
Можно ли защититься от слежки конкурентов?