Система «Платон». Сколько придётся платить за тонну?

Реклама
Грандмастер

С 15 ноября 2015 года в России вступило в силу постановление правительства, по которому федеральные трассы стали платными для передвижения автомобилей массой свыше 12 тонн. Сколько придётся теперь платить не только водителям и собственникам, но и всем нам? Давайте посчитаем.

То, что крупнотоннажные автомобили сильнее всего портят дорожное полотно, ни для кого не секрет. Поэтому введение системы покилометровой оплаты, при которой за проезд по дорогам будут платить только те, кто приносит наибольший ущерб дорожному полотну, выглядит вполне адекватной идеей.

Законодательная и исполнительная власть уже с 2011 г. озаботилась программой взимания платы с крупнотоннажных грузовиков с разрешённой максимальной массой более 12 тонн. И вот 15 ноября 2015 г. эта система заработала! Её назвали «Платон», от слов «плати за тонну». И с самого начала всё пошло не так гладко, как предполагали российские властные и приближенные к ним структуры.

Чтобы начать работать в системе «Платон», собственнику автомобиля сначала необходимо зарегистрироваться в системе. Для этого необходимо отсканировать документы на автомобиль, свидетельство ИНН и оставить адрес электронной почты, на который позже пришлют логин и пароль от аккаунта системы «Платон». Сделать это можно пока только в крупных городах в офисах системы. Далее открыть банковский счёт. Положить на этот счёт деньги. Зарегистрировать маршрут — внимание! — который предложит водителю система. Исходя из километража маршрута, со счёта списывается сумма. Отклонение от этого маршрута, даже для ремонта машины, считается нарушением. Вот, вроде, и всё.

Реклама

Расценки за 1 км: 1,53 р. до 29 февраля 2016 г. и 3.06 р. с 1 марта 2016.

Штраф за неуплату: 5 000 р. с водителя; 40 000 р. с индивидуального предпринимателя; 450 000 р. с юрлица.

Это на первый раз, далее штрафы возрастают, но не более 1 000 000 р. Миллион за неуплату или нарушение, даже непреднамеренное! Нехило, правда? Расценки утверждены премьер-министром РФ Д. Медведевым.

В 2019 году предполагается взимать 3,73 рубля за 1 км.

Зарегистрированному в системе «Платон» выдаётся специальная маршрутная карта или бортовое устройство для автоматического списания средств. Оплата осуществляется через платёжные терминалы в офисах системы «Платон».

Создатели системы: компания «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС) и инвестиционный фонд «РТ-инвест», структуры, контролируемые Игорем Ротенбергом и Сергеем Чемезовым. На создание системы потрачено примерно 29 млрд. рублей.

Реклама

Средства идут в федеральный бюджет на ремонт дорог и улучшение дорожной инфраструктуры и, внимание, на оплату работы системы «Платон». Следить за «порядком» будут специально оборудованные автомобили.

По старой российской традиции, всё пошло не так, как предполагали разработчики системы.

Ещё до начала функционирования по стране прокатилась волна протестов водителей-дальнобойщиков, которая не утихает и в настоящее время (декабрь 2015 г.). Основные требования водителей: отсрочить введение оплаты, уменьшить расценки и штрафы и наладить надёжную работу самой системы.

«Сырое» программное обеспечение пока не работает как надо: то маршрут рассчитает гораздо длиннее оптимального, то деньги несколько раз спишет… Да и сама идея, что часть доходов от сборов пойдёт «в карман частным лицам», тоже возмущает дальнобойщиков. Многие беспокоятся за сохранность своих персональных данных. Не секрет, что подобные программные системы регулярно взламываются хакерами. И так далее…

Реклама

Протесты водители чаще всего выражают в очень простой форме: перекрывают дорогу двумя параллельно двигающимися с минимальной скоростью фурами, создавая на федеральных трассах многокилометровые пробки. В областных центрах дальнобойщики собрали импровизированные митинги, пикеты и демонстрации.

30 ноября 2015 г. водители из 30 регионов собрались в Центральной публичной библиотеке г. Ростова-на-Дону и выработали резолюцию, которую отправили президенту Р Ф Владимиру Путину.

Сначала власть просто попыталась «надавить» на организаторов движения дальнобойщиков. Их даже пытались объявить «пятой колонной». Однако организованные действия водителей заставили власть пойти на уступки.

Реклама

25 ноября 2015 г. вице-премьер Аркадий Дворкович в эфире телеканала «Россия 24» заявил, что правительство снижает штрафы за нарушения: 5 тыс. руб. за первое нарушение и до 10 тыс. руб. за последующие для индивидуальных предпринимателей. Для юридических лиц предполагается снизить штрафы более существенно: с 450 тыс. до 50 тыс. руб. за первое нарушение и до 100 тыс. руб. за последующие. Пока документ не примет Госдума, штрафы решено не взимать совсем. А 8 млрд. рублей, которые недополучат фирмы-владельцы системы «Платон», будут компенсированы из федерального бюджета. То есть из нашего кармана…

Последствия?.. Они уже видны.

Акции дальнобойщиков на несколько дней парализовали движение на федеральных трассах в 70 регионах страны.

Реклама

Ожидается подорожание абсолютно всех товаров и услуг. Председатель правления Сбербанка Герман Греф уже прогнозирует увеличение инфляции за счёт взимания платы с большегрузных грузовиков на уровне 1,2−1,5% в год.

Ожидается уменьшение завоза в отдалённые районы, где и так магазинные полки ассортиментом не блещут.

Ожидается уменьшение числа дальнобойщиков-частников. Штраф за неоплаченный проезд — 40 тыс. руб., для индивидуального предпринимателя — это примерно месячный заработок. Попадёшься дважды, семью будет кормить нечем. Из этой ситуации, правда, есть выход: перевозить груз более «лёгкими» авто, но смысл? Ведь затраты на малотоннажную машину в пересчёте на тонну куда выше, чем крупнотоннажной, даже с доплатой, которую берёт система «Платон». Кроме того, кто может поручиться, что малотоннажные авто тоже не обложат со временем «оброком»?

Реклама

Часть большегрузных автомобилей неизбежно переместится на бесплатные региональные дороги, дорожное полотно которых не рассчитано на крупнотоннажные авто. Следовательно, региональные дороги придётся ремонтировать чаще. Ну, а то, что скорость движения по этим дорогам и безопасность движения уменьшатся, это уже неизбежное следствие. Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов уже внёс в правительство идею, что нужно собирать «дань» и с проезда по региональным дорогам.

Политические последствия: акции протеста водителей, которыми пользуются для пиара некоторые политики.

И кто заплатит за всё это?

Реклама