Вылет из Осло авиалайнера с сотней пассажиров на борту был задержан после анонимного звонка, поступившего в полицию. В результате трое членов экипажа уже наказаны судом. 38-летний второй пилот проведет в местах лишения свободы шесть месяцев, одна из стюардесс получила «отпуск» продолжительностью 45 суток, другая — 60.
Экипаж, в отличие от своего командира, признал свою вину. Но последний отвергает обвинения, несмотря на то что содержание алкоголя в его крови вдвое превысило норму. Его судьбу решит суд, намеченный на середину сентября. Максимальный срок заключения, грозящий 50-летнему пилоту, два года. Время до суда командир проведет под стражей.
По правилам, принятым в Европе в конце 1980-х, в крови пилотов и диспетчеров может быть до 0,2 промилле алкоголя. Это означает, что летчики вправе позволить себе бокал вина или кружку пива примерно за 12 часов до полета.
Упомянутый выше второй пилот «airBaltic» рассказал, что выпил бутылку пива за 2 часа до вылета, но перед этим потерял контроль в ходе растянувшейся на всю ночь дружеской посиделки и осушил 2 бутылки виски. Очевидно, перед вылетом пилот страдал от похмелья и надеялся «подлечиться».
До принятия общей нормы действующие в ряде европейских стран национальные правила были более строгими. Например, в Германии действовал нулевой норматив. Среди противоположных примеров — Франция, где в 1950−60 годах пилотам «Air France» во время полета подавали обед с бокалом вина.
Норма для американских пилотов — 0,4 промилле. Правила предписывают им «избегать полетов» в течение 8 часов после употребления спиртных напитков. По данным Федерального управления гражданской авиации США в 2013 году было проведено 11 тысяч случайных тестов на алкоголь, которые «провалили» 13 пилотов.
В 2009 году «Известия» писали, что по статистике пьяных отстранений самые ярые любители спиртного — индийские авиаторы, за ними следуют украинцы и французы. В тройке лидеров нет россиян, но это не означает, что российскими бортами управляют сплошь трезвенники.
До 1992 года все экипажи проходили предполетный медосмотр, действовал дисциплинарный устав гражданской авиации. Уличенных в пьянстве увольняли без права восстановления и лишали половины пенсии, если она была положена.
В современной гражданской авиации России устава уже нет, но медосмотр сохранился. Кроме России на всем постсоветском пространстве от него не отказались лишь в Беларуси.
Российская норма для летного состава — 0 промилле. За 2014 год Росавиация выявила 22 нарушителя. Почти все они — бортпроводники, но есть и летчики. «Засветились» два вторых пилота из «Сибири» («S7 Airlines»), один из «Северного ветра» («Nordwind»), командир борта из «Якутии» и др.
В конце 2008 года российские СМИ писали о «бунте», организованном на борту вылетающего в Нью-Йорк авиалайнера Ксенией Собчак. Все пассажиры заявили об отказе от полета ввиду того, что командир воздушного судна демонстрировал все признаки алкогольного опьянения. По словам Ксении, когда его вывели из кабины, командир пояснил, что вчера праздновал день рождения, но страшного ничего нет, кроме него в экипаже еще два пилота, все будет нормально.
Случай, конечно, курьезный. Но в действительности смешного мало. Пьяные пилоты ответственны за 19 авиакатастроф. Последняя из них — первая на территории России катастрофа «Боинга-737», который принадлежал авиакомпании «Аэрофлот-Норд» и разбился 14 сентября 2008 года. Тогда погибли 88 человек.
Не пейте за штурвалом!