ОБЖ горожанина: как вести себя в толпе? Общие рекомендации

Реклама
Грандмастер

Случилось мне однажды попасть в толпу. То есть не однажды вообще, а однажды всерьез. Пошли с небольшой компанией на массовое мероприятие, которых вообще-то не посещаю. Все происходило на поле… кажется, на одном из аэродромов… Но не суть. Огромное поле, видно, что людей очень много, но места всем хватает с избытком. А после стали выходить…

И оказалось, что милиция, плотно все оцепив, оставила один выход. И дальше — длинный огороженный коридор до метро, куда и направили всю массу. Трудно сказать, как долго шли — все было очень медленно. Но долго.

И тут было страшно, особенно в начале прохода. Никто ж не знал, что там не выход, а «коридор». Так бы толпа сразу «рассосалась», а ее искусственно «спрессовали». Не суть зачем это понадобилось, я об ощущении полной беспомощности и ясном понимании, что стоило попасть в эту тесноту — и все. И можно только идти со всеми.

В общем, ощущения не из лучших.

Итак, первое и главное правило обращения с толпой: в нее, если есть возможность, не нужно попадать! Максимум, чем мы рискуем — потратить время на обход толпы или ожидание, пока она рассеется. Если нет крайней нужды спешить, оно того стоит. К тому же в толпе вы все равно застрянете надолго. А вот выбора, оставаться ли в ней, уже не будет.

Реклама

Речь о мирной, спокойной толпе. В которой пока еще можно просто спокойно находиться. И начнем с классификаций.

Оказывается, толпы и массы изучают давно и всерьез. И как всегда, ученые все «раскладывают» по типам — пусть приблизительным, пусть по-разному, но это удобно.

Выделяют толпы:

— стихийную/организованную — по способу возникновения;
— ведомая толпа/неуправляемая — по наличию лидера или объединяющей идее, эмоции.

Можно взять за основу мотив возникновения толпы:

— окказиональная — на основе любопытства к происшествию, грубо говоря, собрались поглазеть;

— конвенциональная — на основе интереса к какому-то заранее известному событию, зрелищу, развлечению;

— экспрессивная — также на основе интереса, но здесь акцент ставится на наличии общего отношения к чему-то, общей эмоции, намерения и пр.;

Реклама

— экстатическая — крайняя форма предыдущей, где эмоции доходят до крайности;

— действующая толпа — формируясь как конвенциальная, не смотрит, а действует относительно «объекта интереса».

Разнородная/однородная толпа может:

— действовать агрессивно;
— быть в панике;
— стяжать, грабить;
— «искать справедливости».

Очень примерно, но для ориентира нормально. Важно, что толпа уже не просто собрание индивидов, она рассматривается именно как масса, как нечто целое, объединенное.

У нее свои психологические особенности:

— резкое снижение интеллектуального начала, повышение эмоционального;

— резкое повышение внушаемости;

— легкое подчинение цели, лидеру;

— склонность к эмоциональному заражению;

Реклама

— невысокая эмоциональная выносливость — достигнув цели, толпа быстро выдыхается;

— толпа ждет толчка, первого импульса, действия, побуждающего к общим действиям.

Важно, что толпу нельзя рассматривать как собрание личностей! Только как массу, нечто большее, чем просто «много людей вместе». Личность в толпе «стирается», и это не так просто. Даже при спокойном и вроде бы логичном принятии коллегиального решения в группе ответственность каждого отдельного участника «размывается».

Есть такая закономерность: группа склонна к принятию более рискованных решений, чем каждый ее участник в отдельности. Тем более в толпе. Это уже не вполне «группа», и приложимы к ней законы не группы, а массы.

Реклама

Толпа легко поддается крайним эмоциям — от экстаза и ярости до паники. Что из этого хуже? Да все три хуже. При панике толпа становится опаснее вызвавшей её причины.

Как вести себя, если попадания в толпу не удалось избежать:

— главное — не упасть;

— стараться не поддаваться эмоциям толпы;

— стараться не поддаться собственному страху, сохранить голову холодной, в толпе помогут не эмоции, а рассудок;

— не пытаться идти против толпы;

— стараться держаться поближе к ее периферии;

— избегать стоит не только центра, но и самого края — особенно если там нет выхода из-за домов, оград и пр. опасных препятствий;

— соответственно, не стоит пытаться ни за что уцепиться — скорее всего, толпа все равно потащит и вы рискуете травмироваться;

Реклама

— по возможности застегнитесь, уберите все выступающие и висящие на вас предметы типа фотоаппарата, сумки;

— уронив что-то, не пытайтесь поднять — могут повалить;

— в плотной толпе выше риск быть опасно сдавленным, в более редкой — риск упасть;

— защищайте корпус (ребра, диафрагму) согнутыми в локтях и прижатыми к себе руками;

— можно напрягать мышцы корпуса и рук, но в меру, чтобы это вас не сковывало.

При падении нужно сразу сгруппироваться и защитить голову руками — можно обхватив, можно в «боксерской» позиции. И пытаться немедленно встать. Это сложно. Наверное, в серьезной толпе почти невозможно. Но пытаться нужно. Из сгруппированного положения проще, а позу эмбриона с прикрытой головой в любом случае нужно принимать. Рекомендуют, подтянув к животу ноги, вставать рывком. Но это, думаю, по ситуации, при возможности уцепиться и подтянуться это нужно использовать.

Не вставать на колени. Уперевшись всей стопой одной ноги в землю, резко подняться; разгибаться, используя движение толпы.

Стараться, двигаясь с толпой и по ее ходу, тихонько смещаться к периферии. Только без проявлений агрессии, никого не провоцируя!

И всегда ориентироваться по ситуации. Куда нам нужно, туда и стремимся. Где безопаснее, туда и движемся. Или туда, где выход. Но об этом отдельно

Реклама