В них в прямом эфире предлагается решить нехитрую головоломку или ответить на вопрос. Как правило, решить или ответить сможет даже ребёнок лет 12-ти. На вопрос можно ответить, позвонив на короткий, обычно четырёхзначный, номер с мобильного телефона. Так вот, будьте уверены, в эфир вы никогда не попадёте. Позвонив, вы услышите фразу типа «В данный момент все линии заняты, попробуйте попозже». И всё! Я бы не стал описывать этот нонсенс, если бы колоссальное количество (24%) опрошенных не упомянули о том, что участвовали в этом надувательстве.
Для тех, кто ещё не догадался, поясню: позвонив и не попав в эфир, вы всё равно заплатили за одну минуту разговора. А теперь представьте, всего лишь сто тысяч «холостых» звонков приносят прибыль (0,25−0,99 $ х 100000) — 25000−99000 тысяч зелёных! В условиях мегаполисов у таких передач подобные дни (с выручкой менее 100000 $) считаются неудачными. Деньги, полученные от позвонивших, с лихвой окупают затраты на покупку эфирного времени.
Замечено также, что такие «обманчивые» передачи, где не так всё откровенно и до глупости просто, легко отличить по тому признаку, что они никогда не прерываются на рекламу, потому что сами по себе являются «оплаченным эфиром». Другое дело, если вы звоните по короткому номеру, чтобы, например, поддержать любимого участника телепроекта «Дом-2» или чтобы заказать на радиостанции любимую песню, но когда за то, чтобы вы позвонили, предлагают солидный куш, то это, по-любому, «разводка».
Теперь о весьма интересных способах обмана. Пятый пункт в рейтинге. К вам на улице подходит симпатичная девушка и предлагает ответить на несколько вопросов. Взамен вы сможете отведать вкусных пирожных с горячим чаем. На вид всё предельно ясно — вы участник соц. опроса, и ваше мнение интересно для статистики. Но не тут-то было! Вся соль кроется в том, что вы, сами того не зная, можете стать документально зарегистрированным участником оппозиционного политического движения (например «Передел»)! Это общество уже давно вне закона, но оно непопулярно в связи с качественным подавлением попыток распространении о нём информации. Я в курсе только потому, что такая у меня работа, но больше вы у меня об этом ничего не узнаете — сам не знаю.
Ну, как вам подвох?! Очень хитро! Но это ещё что! К уголовной ответственности вас за это привлечь могут, но вы быстро «отмажетесь», рассказав, как было дело. Гораздо хуже, если, кроме ваших данных (имени и фамилии), вы ещё и подпись свою поставите в нижней графе вопросника. Тем самым вы заключите самый настоящий контракт. В этом случае свою непричастность будет доказать очень тяжело, т. к. в этом контракте будут присутствовать дополнительные листы с другими пунктами, которые вам просто не покажут. Очень часто люди в подобных ситуациях ни о чём не подозревают, и становятся соучастниками не очень (а может, очень не-) хороших дел, творимых политическими движениями.
Добавлю, что, отвечая на вопросы, можно просто «заснуть психически». Вопросники составляют профессионалы своего дела, и вопросы подобраны именно так, чтобы усыпить бдительность и заставить отвечать и на каверзные серьёзные вопросы с улыбкой на губах и лёгкостью в сердце. Мой совет — в таких случаях нужно просто начинать отвечать не с начала, а с конца, тогда всё будет гораздо заметнее и, лучше всего, нужно оставлять в нижних графах не свои имя и фамилию, а вымышленные.
Ну что же, надеюсь, вы не станете параноиками, но будете бдительными и посмотрите на телевидение, радио, прессу, людей вокруг вас под другим ракурсом. Пятёркой количество «разводов» не ограничивается. Есть уйма всякий способов обмануть, и всё время появляются новые. Самое главное: не гоняйтесь за халявой, не верьте, когда вам предлагают миллион, если вы пожертвуете сначала сто рублей. Задумывайтесь над тем, как всё может выглядеть со стороны тех, кто предлагает, нужно для этого мысленно влезть в их шкуру — это непросто, но попытаться-то можно, а со временем натренируетесь. И тогда насквозь будут видны все выходки обманщиков. Удачи.