Что такое аналитическая разведка?

Реклама

Конкурентная разведка (англ. Competetive Intelligence) — сбор и обработка информации, для снижения неопределенности при выработке управленческих решений, осуществляемые в рамках закона и с соблюдением морально-этических норм (в отличие от промышленного шпионажа).

Другие часто встречающиеся названия конкурентной разведки: бизнес-разведка, деловая разведка, аналитическая разведка, стратегическая разведка. Такое обилие синонимов связано с тем, что в России рынок конкурентной разведки еще не сформировался.

Само словосочетание «конкурентная разведка» уже несет в себе информацию о том, что представляет собой данный вид деятельности. «Конкурентная» обозначает направление интереса — конкурент. А «разведка» указывает на получение информации о конкуренте. Так же и в словообразовании «бизнес-разведка» слово «бизнес» обозначает, что вызывает интерес, в данном случае — бизнес-среда.

Реклама

Но есть еще одно интересное словообразование, которое утвердилось в бизнесе. Это «аналитическая разведка». Аналитическая разведка — понятие составное. Причем составное как в лингвистическом смысле, так и в прикладном. Как видно из самого термина, этими частями являются анализ и разведка. Для полного понимания необходимо разобрать эти понятия по отдельности.

БСЭ дает следующее определение.

Анализ (от греч. analysis — разложение, расчленение) — процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предметами.

В академической среде существует как минимум две трактовки:

1. Анализ как операция — это действия, связанные, прежде всего, с умозрительным «расчленением» объекта на части, его составляющие, для изучения этих частей (и структурных связей между ними в том числе).

Реклама

2. Анализ как область мыслительной практики — это сложная система мыслительных операций по изучению систем (субъектов, объектов, процессов или явлений), выражающихся затем в формализованном виде.

При этом они обе по сути говорят об одном и том же, но разными словами и применительно к разным объектам. Если то же самое сказать более современным и простым языком, то анализ — метод исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей изучаемого объекта, их структурирование, изучение их взаимодействия, их взаимовлияния.

Теперь необходимо понять, что такое разведка. Словарь Брокгауза и Ефрона предлагает такую трактовку:

Разведка — сбор сведений о неприятеле, в мирное время посредством военных агентов, шпионов, карт, планов, статистич. работ и т. п., в воен. время посредств. дезертиров, пленных, шпионов.

Реклама

Если посмотреть на данный термин с точки зрения филологии, то получается, что его основу составляет старорусское слово ВЕДАТЬ, которое означает ЗНАТЬ о чём-то, иметь о чём-то знания, информацию. В таком случае слово «разведка» обозначает получение знаний о чём-то. А в сочетании АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА обозначает разведывание посредством анализа. Или, говоря расширенно, получение знаний (информации, сведений и т. п.) посредством аналитических операций. То есть, получение новых сведений об объекте своего интереса посредством изучения имеющихся данных о нём и не прибегая к непосредственному контакту.

Строго говоря, понятие АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА — это масло масленое, поскольку понятие АНАЛИЗ уже подразумевает получение новых знаний об объекте посредством обработки имеющихся данных. Но это понятие прижилось в современном русском языке. Наибольшее распространение оно получило в бизнесе для обозначения такого вида деятельности, как исследование бизнес-среды и её составляющих. Часто данное понятие используют как синоним для таких словообразований, как бизнес-разведка, конкурентная разведка, деловая разведка и т. п.

Реклама

Исходя из сказанного, аналитическую разведку необходимо рассматривать как составную часть разведки в целом — как элемент разведывательного цикла. В цепочке «постановка задачи — сбор информации — обработка информации — представление результатов» аналитическая разведка занимает важное место, но тем не менее без добывающего звена, без четко определенной цели, без правильной презентации результатов, аналитическая разведка не сможет справиться с теми задачами, которые ставят заказчики.

Реклама