Если продавец заинтересован в получении платежа, то он предложит вам вместо сдачи взять что-то еще из товара. Фактически тут скрытая «нагрузка» из советских времен. Если вам «дополнительно» ничего не надо, а на выбранный вами товар оплата достаточно приличная, продавец проявит инициативу и пойдет по другим отделам разменивать ваши деньги. Если товар «мелочный», вам придется искать размен своими силами.
Но как же тогда быть с хорошо известной фразой на тот счет, что покупатель всегда прав? А никак. Дело в том, что эта фраза нигде не узаконена. А с другой стороны, вроде как все еще действуют прежние финансовые правила, коль не появились новые? А в прежних покупателю дан шанс требовать сдачу в любом случае. Не верите? Вот выписка из письма Минфина России от 30 августа 1993 г. N 104 о правилах эксплуатации ККМ (контрольно-кассовых машин) при осуществлении денежных расчетов с населением: «…руководство магазина отвечает за то, чтобы обеспечить кассиров разменными купюрами и монетами в количестве, необходимом для расчетов с покупателями».
Но этому предписанию более десяти лет! Тогда оно касалось, скорее всего, тех магазинов, которые обслуживаются через РКЦ (расчетно-кассовые центры). Сейчас же много небольших частных магазинов.
Похоже, Минфин сделал попытку учесть и частный сектор торговли. Во всяком случае, чуть позже появилось письмо Правительства от 17 марта 1994 г. N 1−314/32−9 «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли», которым запрещается предлагать покупателю вместо денежной сдачи любые товары или требовать от потребителя самостоятельно разменивать деньги. Как видим, косвенно под это письмо вроде бы подпадает и частная розничная торговля. Радуемся? Но в статье 426 п. 1 гражданского кодекса черным по белому написано: «Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами». Речь о том, что кто-то платит наличными за товар точно по ценнику (тогда сдача не требуется), а кто-то подает за «мелочевку» большую купюру, и продавец вынужден будет «очистить» на сдачу кассу и остаться без разменной суммы.
Согласимся, ситуация спорная. По-своему будет прав продавец, которому смена оставила пустую кассу, и по-своему — покупатель, не желающий с тысячной купюрой рано утром бегать по всему городу в поисках размена. Но вернемся все же к вопросу: «Что делать, если у продавца нет сдачи?» Во времена СССР рекомендовалось требовать «Книгу жалоб и предложений» и оставлять в ней соответствующую эмоциям запись. Тогда это действовало, поскольку довольно четко работал народный контроль. Но где вы сейчас увидите такую книгу? Даже если она и есть, бесполезно в нее писать жалобу «на деревню дедушке». По логике, можно обратиться в Роспотребнадзор. Хотя у него и несколько иные функции, все же там при нескольких одинаковых жалобах проверяют порой и финансовую составляющую обслуживания покупателей. В крайнем случае, подавайте иск в суд. Но, как сами понимаете, чтобы судиться — нужно время. И, конечно, нужны крепкие нервы.
Какой же оптимистичный для покупателя вывод может быть из написанного? Пожалуй, более приемлемый способ не сталкиваться с ситуацией, когда у продавца нет сдачи, — иметь при покупке купюры разного достоинства в той сумме, которую предполагаете потратить при походе в магазин. Формально вы можете при конфликте посоветовать продавцу предложить владельцу магазина установить терминал для безналичной оплаты (через пластиковые банковские карты) или заключить расширенный договор с банком на финансовое обслуживание с завозом разменных сумм. В некоторых случаях продавцы создают на кассе разменный «фонд» из своих личных денег, а к концу работы изымают эту сумму себе в кошелек. Тоже решение проблемы.
А вообще, старайтесь обслуживаться там, где прежде у вас никогда не появлялись сложности с получением сдачи. Хотя, разумеется, совет этот бесполезен в дороге. И все же, на «своей» территории определитесь с магазинами, в которых вас уважают.