Первая магазинная винтовка c ручным перезаряжанием принята на вооружение в американской армии только в 1892 году. Впервые в мире в этой винтовке были применены газоотводная автоматика и поворотный затвор. Сегодня эта схема применяется почти на всех системах индивидуального пехотного штурмового оружия.
Идея многозарядной винтовки с автоматическим перезаряжанием уже в те времена была не нова. Первый патент на автоматическую винтовку получил американец Регул Пилон ещё в 1863 г. Тогда и пороха бездымного ещё не было. Почему это так важно, бездымный порох? А потому, что главной частью автоматики системы Пилона был газовый двигатель, отводящий через отверстие в стволе часть пороховых газов. А при применении дымного пороха оружие приходилось чистить спустя максимум 50 выстрелов.
Изобретение бездымного пороха вновь подогрело интерес инженеров к созданию автоматического оружия. Спрос уже был сформирован. Над созданием автоматической винтовки начали трудиться самые разные люди.
Одним из таких энтузиастов был мексиканец Мануэль Мондрагон (Manuel Mondragon, 1855−1922) — то ли артиллерист, то ли кавалерист. Этот офицер мексиканской армии не только запатентовал в 1887 г. и изготовил в Швейцарии действующий макет самозарядной винтовки, но и сумел привлечь к этому оружию внимание правившего в то время диктатора, единоличного правителя Мексики Порфирио Диаса. Кроме того, огромной удачей мексиканского генерала было привлечение для изготовления патрона для этого своеобразного оружия майора швейцарской армии Эдуарда Рубина.
Патрон высокой мощности 5,2×68 мм показал выдающиеся результаты. Под этот патрон даже была изготовлена первая партия винтовок Мандрагона. Однако такой нестандартный патрон не выпускала ни одна оружейная фирма в мире. Пришлось экспериментировать со стандартными винтовочными патронами, которые выпускались в то время. В конце концов, Мануэль Мандрагон остановился на патроне 7×57 мм производства фирмы Маузер, находившемся на вооружении мексиканской армии.
Автоматика винтовки работает на принципе отвода пороховыми газами газового поршня, который отходит на длину, превышающую длину патрона, выбрасывая стреляную гильзу и сжимая возвратную пружину. На обратном движении с помощью возвратной пружины патрон извлекается из магазина, подаётся в патронник. Ствол запирается поворотом цилиндрического затвора. Точно такая же схема использована в штурмовой винтовке всех времён и народов — автомате Калашникова.
При отказе автоматики винтовка переводилась в обычную магазинную оригинальным способом: открывался специальный краник на газовой камере и пороховые газы выходили в атмосферу. Перезарядка в этом режиме осуществлялась движением затвора рукой вперёд-назад.
Магазин изначально неотъемный, фиксированный на 10 патронов. Позже серийные винтовки были модернизированы под использование отъемных магазинов на 8, 10, 20, 30 и даже 100 патронов.
Прицельные приспособления обеспечивали стрельбу на дистанцию до 2000 м.
Предохранитель и переводчик огня находятся либо перед спусковой скобой, либо переводчик огня на автоматических вариантах расположен на правой стороне винтовки.
Штык закреплялся на дульной части ствола.
Тактико-технические характеристики Mondragon M1908:
Калибр, мм — 7.
Патрон — 7×57 (Испанский маузер).
Вес без патронов и штыка, кг — 4,12.
Вес со снаряженным магазином, кг — 4,34−5,0.
Длина без штыка, мм — 1105.
Начальная скорость пули, м/с — 760.
Боевая скорострельность выстр/мин — 25.
Прицельная дальность, м — 2000.
Ёмкость магазина — 10 или 30 патронов.
Источник: проект догсвар.ру.
Оружие получилось довольно удобным и прикладистым, хотя тяжеловатым и сложным в обслуживании. Надо отдать должное смекалке генерала Мондрагона, свою винтовку он назвал «Fusil Porfirio Diaz, Systema Mondragon, Modelo 1908», в вольном переводе «оружие Порфирио Диас, система Мондрагон, модель 1908 г.». Порфирио Диас, авторитарный правитель Мексики, не стал испытывать другие виды оружия. Специалисты объясняют это недостатком финансовых средств, но мне кажется, очень большой соблазн для диктатора было принять на вооружение оружие собственного имени. Обессмертить себя оружием имени себя, так сказать…
Поскольку в самой Мексике оружейной промышленности практически не было, американская этой винтовкой не заинтересовалась. Производство было передано швейцарской фирме SIG. Кроме самой Мексики, швейцарская фирма SIG попыталась вывести винтовку на внешние рынки. Винтовка испытывалась в 1903 г. в Великобритании и России, но повторных закупок сделано не было.
Стоила такая винтовка 160 швейцарских франков, огромную по тем временам сумму. Даже очень качественная винтовка с ручным перезаряжанием стоила втрое дешевле. Поэтому, когда выяснилось, что автоматическая винтовка тяжела, достаточно капризна и требует внимания гораздо больше обычной магазинной винтовки, Мексика отказалась закупать у Швейцарии очередную партию винтовок. Случилось это в 1911 г.
Однако, когда Мексика не оплатила очередную партию таких винтовок, Швейцария очень дёшево продала партию в 3000 винтовок Германии. Эти винтовки были поставлены на вооружение пехоты Германии как ручные пулемёты. Специально для этой модификации были разработаны дисковые магазины на 30 патронов. Для европейской «окопной войны» с её грязью и сыростью мексиканская винтовка оказалась совсем неприспособленной. Однако практичные немцы приспособили это оружие, выдавая эти винтовки экипажам разведывательных аэропланов, дирижаблей и аэростатов. Называлась эта модификация FSK.15 («Fliegerselbstladekarabiner Model 1915», лёгкий авиационный карабин обр. 1915 г.).
Винтовка системы Мандрагона прослужила в мексиканской армии до начала 50-х годов прошлого века. Зачем менять оружие, которое «и так работает». Винтовка участвовала в Первой и Второй мировых воинах, а также в корейской войне.