Существовал ряд общественных организаций с аббревиатурой ДНД (добровольные народные дружины), на больших предприятиях создавались штабы для координации работы дружинников с органами правопорядка. А в средствах массовой информации шла позитивная оценка работы людей с красными повязками на рукавах, следящих на улицах и в общественных местах советских городов за общественным правопорядком. Все это можно назвать формализмом и очковтирательством для отчета в вышестоящие инстанции, но надо объективно признать факт того, что порядок-то в городе сохранялся как днем, так и ночью.
Традиционно первые добровольные народные дружины охраны общественного порядка были созданы в рабочей среде в 1955—1957 годы коллективами ряда предприятий. Рабочий класс, являющийся «гегемоном» в стране, в данном случае проявил инициативу в вопросах защиты себя и своих семей.
Однако оказалось, что первая народная дружина под названием добровольной народной охраны возникла еще в 1881 году в Москве накануне коронации императора Александра III. Численность ее составляла 20 тысяч человек. Во время коронации Николая II в 1894 году численность московской дружины доходила до 80 тысяч человек. Добровольная народная охрана помогала полиции в наведении порядка, борясь не только с ворами и разбойниками, но и с политическими преступниками (революционерами).
То, что происходило до революции, нам сейчас трудно понимать и оценивать, потому что изменился государственный строй, изменилась структура власти, изменилась идеология. Новая власть провозгласила всеобщее равенство, а затем партия и правительство приняли курс «строителя коммунизма», к которому весь народ стройными рядами шел до середины 1990-х годов.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР 2 марта 1959 приняли постановление «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране». Затем 15 февраля 1962 года было принято Постановление
Народные дружины создавались не только на больших предприятиях, но и в вузах, где ими руководили комсомольские организации. В СМИ публикуются сведения о том, что в 1984 году в СССР насчитывалось 282 тысячи дружин, имеющих 40 тысяч оперативных комсомольских отрядов, 50 тысяч пунктов охраны общественного порядка и 13 млн. дружинников, ежедневно на дежурство выходили до 400 тыс. человек. Цифры впечатляют, и начинаешь понимать, почему мы жили в это время тихо и спокойно.
Члены оперативных комсомольских отрядов дружинников в свободное время помогали милиции не только в охране общественного порядка, но и раскрывали преступления вместе с сотрудниками милиции и с сотрудниками ГАИ. На работу в органы милиции принимали проверенных людей, бывших членов ДНД или по направлению горкома комсомола.
Вопрос в том, нужны ли нам такие помощники в деле охраны правопорядка сейчас? Безусловно, нужны, но как вписать их в сложившихся политических условиях? Создавать дружины по борьбе с хищениями капиталистической собственности? Кому будет подчиняться такая народная дружина в условиях многопартийности? И как они будут взаимодействовать с органами правопорядка, когда некоторые подразделения этих органов, судя по публикациям в СМИ, едва ли не полностью коррумпированы?
Дружинники могли бы оказывать помощь сотрудникам полиции и охотинспекторам в патрулировании местности, борьбе с очагами возгорания, противодействии нарушениям режима заповедных зон. Но для этого нужно иметь достаточно широкие полномочия, в частности, право задержания человека и доставки его в отделение полиции. И если полиция бездействует, через свое руководство заставить полицию работать.
Раньше руководители дружин имели выход на обком партии, где могли критиковать бездействие органов власти, а сейчас куда они должны обращаться? Смогут ли дружинники влиять и контролировать, чтобы работники правоохранительных органов не нарушали законодательство, или сами составят им конкуренцию в нарушении законности в целях личного обогащения?
Кто в настоящее время может влиять на органы правопорядка и заставить их работать в соответствии с уставными правилами? Мы этого не знаем. Хотя в законах чего-то прописано, на государственном уровне дружинник не защищен никакими законными актами, даже тогда, когда народная дружина создается на региональном уровне, опираясь на местное законодательство.
Почему? Потому, что не прописан статус дружинника на федеральном уровне, и любой адвокат легко докажет, что нарушать права человека нельзя и нарушивший закон дружинник будет иметь право хранить молчание…
В СССР у дружин был статус общественных организаций, задачей которых была борьба с преступностью, предупреждение и пресечение нарушений общественного порядка, проведение воспитательной работы с населением в содействии с государственными органами. В своей деятельности дружины получали помощь со стороны государства, комсомольских, партийных и профсоюзных организаций. А сейчас кто должен финансировать хозяйственные расходы и материальное поощрение дружинников? Раньше это делали профсоюзы, которые в настоящее время ликвидированы.
Может быть, стоит изучить опыт дружинников царского времени, их мотивы и убеждения, чтобы понять, на каких принципах строилась их работа в условиях тогдашнего капитализма?