Говорят, это и было главной причиной разрыва русско-американского контракта и начала производства револьверов Смит энд Вессон в Германии и России. Реплики этого прекрасного оружия, соответствующие современным стандартам безопасности, выпускаются до сих пор в Америке и Европе.
В России этот пистолет оказался стараниями полковника
Началось это масштабное вооружение после Крымской войны, которая показала техническую отсталость России практически во всех видах войск. Более всего, кстати, пострадала русская кавалерия: английские кавалеристы встречали русских конников залпами из револьверов Адамса 50-го калибра, «проделывавших в строю нападающих огромные бреши». Доходило даже до того, что лишь демонстрация английскими конниками револьверов, направленных в строну русских, «заставляла русских конников поворачивать обратно». Ещё бы! Револьвер Адамса, которым были вооружены как кавалерия, так и сержанты английской армии, валили всадника вместе с лошадью на расстоянии более 50 шагов (примерно 35 м).
Вот это же требование — «остановить всадника с лошадью на расстоянии 50 шагов» — и было главным при перевооружении русской армии после Крымской войны. И такой револьвер был привезён из Америки. Смит энд Вессон модель 2 60-го калибра (15 мм)! Знай наших! Однако при сравнительных испытаниях, где кроме двух моделей револьверов фирмы Smith & Wesson испытывались револьверы Адамса, Лефоше, Ремингтона, Кольта и др., а также русских оружейников Гольтякова, Чагина и пистолет поручика Драшковского, был выбран револьвер-переломка модель 3 фирмы Smith & Wesson 44-го калибра (11 мм) — как более лёгкий, удобный, скорострельный и… менее травматичный.
Принятию этого револьвера на службу в русскую армию послужило ещё одно интересное обстоятельство. В середине 1860-х годов будущий император Александр III, в то время ещё великий князь Александр Александрович, наследник русского престола, посетил в Париже выставку оружия, где, ознакомившись с оружием фирмы Smith & Wesson, купил практически всю «витрину» коллекционных револьверов. Спустя несколько лет новый револьвер Смит энд Вессон модель 3 через военного атташе был подарен будущему российскому императору. Револьвер был украшен гравировкой и имел накладки на рукоять, украшенные перламутром. Стоила такая «цаца» 400 $, при стоимости «стандартного образца» всего 13 $.
Оружие так понравилось великому князю, что во время неофициального визита в США он не расставался с ним, и даже застрелил из этого револьвера бизона на охоте, где присутствовал знаменитейший американский охотник Уильям Коди, более известный широкой публике как Буффало Билл. Говорят, это и определило победу оружия фирмы «Smith & Wesson» на «вступительных экзаменах» для вооружения российской армии. Однако говорят так лишь злые языки. Револьвер Смит энд Вессон модель 3 был действительно отличным и самым современным оружием из всех, представленных на конкурс.
Для «затравки» и практических испытаний в 1871 г. были оплачены золотом первые 20 000 Смит энд Вессонов «русского заказа». Однако даже при уже заключённом контракте в конструкцию револьвера были внесены значительные изменения. Прежде всего изменён патрон, выпускаемый и в настоящее время, и известный как .44 Russian. Кстати, калибр в 4.2 русских линии (0,42 дюйма) соответствует западному 44-му (0,44 дюйма), так как в России калибр измеряют по полям («верхушкам») нарезов, а на Западе — по дну нарезов.
Также, по сравнению с американской моделью, была увеличена длина гильзы — с 22,3 мм до 24,7 мм, соответственно, увеличился заряд пороха, составивший 1,6 грамма. Каморы барабана высверливались большими по диаметру, чем у американской модели. Это позволило, во-первых, применить более тяжелые пули, 16 г вместо 14,9 г у «прародителя»; во-вторых, в момент выстрела пуля увеличенного диаметра деформировалась и заполняла нарезы до самого дна, что существенно повышало точность стрельбы. Точность «русской модели» была такова, что «дельный стрелок может поразить из него на 100 шагов человека, а на 200 шагов лошадь». Необолоченная свинцовая пуля имела концентрические канавки, заполненные специальным ружейным салом, смесью оружейного масла и воска. Проходя канал ствола, такая пуля меньше забивает нарезы расплавленным свинцом и при каждом выстреле смазывает механизм и канал ствола, облегчая чистку — стрельба-то велась дымным порохом, требующим чистки примерно через каждые 50 выстрелов.
И ещё одно достоинство «русского американца»: «револьверы Смита и Вессона… кроме превосходных боевых качеств, собственно как огнестрельного оружия, этот револьвер в рукопашной схватке представляет столь же превосходное холодное оружие по своей массивности и по сокрушительности наносимых им ударов». Газета «Русский инвалид». Кстати, в Российской империи «инвалидами» называли не людей с ограниченными возможностями, а ветеранов, вышедших в отставку.
Недостатками, и то относительными, были неудобная кобура и патроны, смазанные ружейным салом, которые пачкали амуницию и одежду. Но кто обращает на это внимание, когда идёт война?