До 2014 года отношения будущий пенсионер-государство строятся следующим образом…
В отношениях участвуют три группы лиц: работодатель, работник и Пенсионный
Организация-работодатель выплачивает работнику моложе 1967 года рождения зарплату. Скажем, 100 рублей. Одновременно работодатель обязан по закону перечислить Пенсионному Фонду налог 16 рублей — на так называемую страховую часть пенсии, и еще 6 рублей — на накопительную часть пенсии. Всего — 22 рубля с каждых заработанных человеком ста рублей. Страховая часть — это деньги, которые физически используются для выплат сегодняшним пенсионерам и участвуют в том расчетном минимуме, что гарантирует государство.
На сегодняшний день фиксированный базовый размер пенсии по старости составляет чуть больше 3,6 тыс. руб. А вот 6 рублей — это то, что ПФР зачислит на лицевой счет в накопление именно того человека, который эти 100 рублей заработал. За годы работы на лицевом счете у каждого из нас накопилась определенная сумма. Допустим, 500 тыс. рублей. Это те накопления, которые государство обязуется сохранить до того момента, когда человек выйдет на пенсию.
Постепенно в отношения работник-работодатель-ПФР вводится новый игрок — негосударственный пенсионный фонд (НПФ). При таком раскладе накопительная часть пенсии (те самые 6 рублей на каждые 100, начисленных в пользу работника) перестанет аккумулироваться в ПФР, а должна поступать в НПФ, который выбирается работником самостоятельно так, словно он в этом что-нибудь понимает. Туда же переведут уже накопленные 500 тысяч. Работодатель, если закон не установит другие ставки, будет перечислять те же 22 рубля в ПФР, полностью на страховую часть. После чего ПФР по своим базам данных увидит, в какой НПФ перешел работник, и переведет в выбранный работником НПФ на лицевой счет человека 6 рублей. Если же человек — так называемый «молчун», то есть не выбрал себе НПФ, все 22 рубля отправятся на страховую часть — выплаты текущим пенсионерам, а в накопительную часть этому человеку платежей не будет. Такая система заработает абсолютно для всех с 2016 г.
В период, отведенный «молчунам» для самоопределения,
Как видно, чем скорее мы выберем НПФ, тем лучше. Ибо с 2014 года наши накопления понизятся в 3 раза, а с 2016 вовсе исчезнут.
Что такое НПФ? Это рыночный игрок, который собирает чужие деньги, вкладывает их во что-нибудь и получает на выходе прибыль или убыток, соответственно. Его деятельность похожа на работу банка, недаром при всех крупных банках есть НПФ. Только если в банк вы несете (или не несете) деньги сами, то в НПФ вы несете свое будущее содержание в директивном порядке. Почему в директивном? Потому что мне никак не удастся получить свои 6 рублей в руки до пенсии. Хотя я предпочту получить их сегодня, чтобы лет через пять купить маленькую избушку в далеком крае, куда я уеду жить в старости, живя на деньги от сдачи московской двушки. Но такого выбора у меня нет.
Вот и выходит, что наша будущая пенсия — как сыр в клюве у известной вороны. Почему государство отказывается гарантировать нам пенсионные накопления, ссылаясь при этом на мировой опыт? Я не знаю, как «там», но могу догадываться, как будет у нас. Еще Виктор Черномырдин об этом хорошо сказал.
Просто государству понятно, что при нынешней демографической ситуации нас, будущих пенсионеров, кормить будет некому. А повышать бесконечно налоги оно не сможет — это похоронит бизнес. Вот и отпускает нас в свободное плавание под флагом «Прокорми себя сам!»
Тема, которая всегда вызывает у меня улыбку, когда я смотрю телевизор — вопрос выплат в конверте. Нас агитируют получать белую зарплату. Но должна расстроить всех, кто умеет хорошо зарабатывать. Ибо в пенсионном деле это процесс полезный только тогда, когда ваш годовой доход, если говорить о 2014 годе, не превысит 624 тыс. руб. На все, что начисляется вам свыше этой суммы, накопительная часть не полагается. Видимо, считается, что человек, получающий сейчас 52 тыс. рублей в мес. (624: 12), богат как Крез, и накопления ему не понадобятся. Хотя, если серьезно, причина, конечно же, в другом: обязательства государства по выплатам населению ограничены. Поясню: даже если вы получаете миллион в месяц «белыми», вы никогда не получите пенсию в размере 500 тыс. Все обязательства государства имеют верхний предел, а там уж — крутись.
Как выбрать НПФ? Полагаю, тут повезет тем, кому везло при игре в рулетку. Но пока идет чистка в рядах НПФ, я бы предпочла остановиться на самых крупных, при системообразующих банках.
Можно сколько угодно спорить, доказывая обратное, но человек необходим государству, пока он может работать. Как только он перестает быть производителем и переходит в группу потребителей, государству желательно, чтобы он сразу умер. Тогда можно неплохо сэкономить. Мертвые не требуют содержания и лечения, у каждого есть крышка над головой, а потому жилищный вопрос для них захлопнут. А от живого пенсионера, как от дойной коровы, государству толку нет никакого.
Хорошие дети не дадут пожилым родителям умереть с голоду. Но я бы не хотела рухнуть мешком на голову своим детям. А потому придется пахать сейчас, соглашаясь на деньги в любом виде: на счету, в конверте, свернутые в трубочку. Любые. Но сейчас.