Это миф, что мигранты лишь трут, метут и таскают. Хотя, конечно же, в этой сфере их большинство. И правда, московский студент скорее пойдет консультантом в салон связи, нежели с добрыми намерениями возьмется за черенок. Но наивно считать, что мигранты выполняют только грязную работу. Все чаще я встречаю их среди госслужащих на достаточно высоких должностях, в медицинских учреждениях в белых халатах, в полицейской форме. Кто-нибудь самовольно покидает такие места?
Предполагать, что все эти люди оказались здесь лишь по зову сердца, глупо. Просто кто-то включил им зеленый свет. Причем на самом высоком уровне. Не думаю, что сотворить такое под силу местному «царю», даже если это мэр большого города. Мне, как человеку, выпавшему из обоймы, погрузившемуся на пару лет в мир пустышек и пеленок и вновь оказавшемуся в обойме, особенно хорошо заметен стремительно изменившийся облик столицы. Выходишь из подъезда и не понимаешь, где находишься. Москва? Бишкек? Махачкала?
Об этом не принято говорить громко, но в бывших советских республиках стоят наши военные базы. Возможно, что их содержание России не по карману, но так мы поддерживаем хрупкое равновесие в мире. Уйдем мы — встанут американцы. Нам же периодически напоминают, что могут поставить туда американцев! Поэтому мигранты уедут из России вместе с базами. А пока последние на месте, первые будут «подкармливать» родину заработанными здесь деньгами.
Есть ли вероятность того, что, когда жизнь в бывших советских республиках достигнет определенного уровня, они уедут? Да. Вот уже несколько лет я покупаю своим детям в крупной торговой сети красивую, качественную и доступную одежду, произведенную в Узбекистане. Поэтому вероятность присутствует, ибо нет смысла метаться, когда дома и так хорошо, есть работа и крыша над головой. Однако не следует ожидать, что это произойдет при нашей жизни.
Так чего же мы хотим? На самом деле немного:
1. Чтобы сюда приезжали люди, умеющие говорить по-русски. Приезжали и, желательно, пользовались своим умением. Вызывает недоумение тот факт, что гражданство РФ можно получить и не владея языком. На мой взгляд, с присвоением гражданства следовало бы повременить хотя бы лет 10, но эта проблема упирается в меркантильные интересы тех, кто нанимает мигрантов: иностранец дороже обходится организации.
Смех сквозь слезы: пока готовлю материал, справа мелькает: «Ускоренное получение российского гражданства. Всего за 4 месяца!». No comments…
2. Чтобы люди приезжали сюда с загранпаспортом и визой. В этом нет ничего унизительного для порядочного человека. Вы пробовали выехать в цивилизованную страну без паспорта? Без медицинской страховки, брони, приглашения? Попробуйте.
Все мы, работая, платим налоги и получаем соответствующие социальные гарантии. Мигранты не должны являться исключением. Государство не может позволить себе не получать денег от их труда. Иначе за чей счет оно будет учить и лечить их детей?
3. Чтобы приезжие (и это касается не только мигрантов, но и наших темпераментных соотечественников) не обособлялись, всячески демонстрируя национальный колорит, а наоборот, «становились русскими», перенимали наше, а не навязывали свое. Например, в Москве не принято сидеть стайкой на перилах у входа в магазин, как воробьи на жердочках, постреливать, поигрывать ножичком, подчеркивать религиозную принадлежность, плевать шелухой в поликлинике и спускаться в метро в шлепках.
Попытка установить здесь свои законы сродни тем, что были в начале 90-х, с молчаливого и сытого попустительства властей, вызывает только гнев и раздражение в обществе, что нельзя недооценивать. Не секрет, что в Москве уже есть места, которые москвичи обходят стороной. Кому это понравится?
Конечно, все с бейсбольными битами на улицу не пойдем, революции не случится, но если обстановка не изменится, коренное население начнет постепенно уезжать. По той же самой причине: в поисках, где лучше. А когда коренной зуб выпадает, его таким же не заменишь; придется вставлять железку или продолжать ходить «с дуплом».
4. И конечно же, отношение. Пока тем, кто нанимает мигрантов, дозволено относиться к людям, как к стаду, пока сами люди относятся к себе, как к стаду, ничего не изменится. Человек тем и отличается от скотины, что требует к себе человеческого отношения, уважения к труду, личности, соблюдения условий. Почему выгодней нанять мигранта? Потому что ему можно поменьше заплатить, побольше украсть. Мы сами организовали здесь феодальный строй и теперь чего-то хотим.
Как известно, там хорошо, где нас с тобой нет. И наоборот: куда нас занесло, там сразу плохо становится. Выходит, что наше «плохо» тащится за нами хвостом. Мы сами его тащим, холим и взращиваем. Рубануть бы его раз и навсегда, может, и полегчает на душе. И в обществе станет поспокойней.
Ведь не секрет, что смерч над морем не всегда доходит до берега, он тает, растворяется, теряет мощь. А уж если доходит, то ему, в общем-то, все равно, что крушить.