Сейчас на смену харям-рожам лихолетья 90-х пришли новые люди — профессиональные и солидные сотрудники коллекторского агентства. Моральную чистоту и устойчивость их обсуждать не станем, но работают они «максимально близко к законодательству», во всяком случае, с оглядкой на юридические процедуры. Вернее, многие их действия находятся на грани закона, и эти молодцы не прочь чуть заступить за дозволенные рамки, особенно если должник ведется на их уловки и мягкий шантаж.
Есть ли правовая основа для существования коллекторских агентств?
Правовая система не дает однозначного ответа на этот вопрос. Деятельность подобных долговых агентств прямо не запрещается, нет и косвенных запретов заниматься взысканием долгов профессионально. Но с точки зрения Роспотребнадзора коллекторская деятельность в РФ не имеет правовых основ. Если исходить из того, что нет правовых норм, которые четко регулировали бы деятельность таких агентств, они заниматься взысканием долгов
Дальше — больше. В России (как и во всех «приличных» странах) есть понятие «банковской тайны». В соответствии с ней банки как кредитные организации могут разглашать информацию о своих клиентах лишь узкому кругу лиц (например, правоохранительным органам). Частные коллекторские агентства в данный перечень не входят. Поэтому продажа долга господам из коллекторских агентств явно противоречит закону. Но почему-то судебная практика не подтверждает подобную позицию. Похоже, я поторопился в этом отношении отнести Россию к приличным странам.
Попробуем «правильно» общаться с представителями коллекторских агентств.
Следует помнить, что при любой форме общения с представителями долгового агентства законодательство находится на стороне должника. Неважна сама сумма задолженности, разговор должен быть корректным с обеих сторон и не содержать негативных эмоций:
1. Необходимо предложить внезапно появившемуся собеседнику представиться, причем обязательно нужно записать сообщаемые вам данные.
2. Следует попросить документальное подтверждение сказанному, в частности внимательно просмотреть бумагу, подтверждающую передачу долга от банка к данному агентству. Уместным будет запросить письменное требование о выплате долга.
3. Очень важно: удостоверьтесь, что не истек срок исковой давности. Он составляет три года с даты последнего платежа или же с даты последнего (документально подтвержденного) вашего контакта с банком. Здесь понимаются ваши действия в прошлом, которые доказывают, что вам было известно об образовавшейся задолженности. К примеру, подписанное заявление с просьбой об отсрочке платежей, сохраненная аудио (видео-)запись разговора с банковским служащим. Если же срок давности истек, то человек уже больше никому ничего не должен. Поэтому даже в минимальном объеме требования коллекторов никак не могут быть юридически обоснованы. Это может быть названо вымогательством.
4. При разговоре с сотрудником долгового агентства дайте ему понять, что ведете аудиозапись (даже если этого нет). Не стоит занимать позицию оправдания и уговоров.
5. Не выдавайте о себе актуальную личную информацию (место работы, доход, другие свои контактные данные, сведения о родственниках).
Запомните, что живописно поданные угрозы коллекторов на самом деле пустые. Если они пугают обращением в суд — соглашайтесь, ибо именно в суде надо решать подобные вопросы. Если поступили угрозы отнять имущество, то это возможно сделать судебным приставам опять-таки на основании решения суда. Если бы коллекторы самостоятельно отнимали имущество, то им пришлось бы отбывать наказание по статье 158 УК за кражу. Обещание «поставить на счетчик» и накрутить большие проценты — блеф, если вы сами не «поведетесь» на него и не подпишете какую-нибудь бумаженцию.
Продажа долгов коллекторским агентствам не дает им права нарушать существующее законодательство. Чаще всего коллекторы не идут далее устных угроз и страшилок. Хотя и этого достаточно, чтобы привлечь подобных «дружинников» по целому букету правонарушений. И, конечно, никогда лишней не будет консультация толкового и добросовестного юриста.