В то время фирма Automatic Arms Company в штате Огайо (ААС) купила права на
Автоматика работала по принципу отвода пороховых газов из канала ствола. При выстреле часть газа выходила через поперечное отверстие в стволе и давила на поршень. Поршень, отходя назад, проворачивал специальной зубчатой рейкой шестерню спиральной (как в механических часах) пружины, заводя ее. Одновременно специальным механизмом проворачивался магазин. Далее пружина раскручивалась, досылала патрон из магазина в патронник и производился очередной выстрел.
Магазин для увеличения боекомплекта был сделан двухрядным. Вмещал 47 патронов.
Пулемет имеет предохранитель в виде выреза в ствольной коробке, куда заправляется затвор.
А почему этот пулемет напоминал толстую черную трубу? Дело в том, что самой большой проблемой пулеметов под мощный винтовочный патрон был перегрев ствола. Не случайно, большинство пулеметов того времени использовали водяное охлаждение. Но это были совсем не ручные пулеметы! Вес такого пулемета и без воды составлял примерно 30 кг, а иногда и все 50! Обслуживали такую махину обычно два человека.
А вот пулемет Льюиса для защиты от перегрева был оснащен оригинальной системой воздушного охлаждения ствола. Такой массивный на вид, пулемет весил всего 12 кг вместе с боекомплектом! На ствол надевался алюминиевый радиатор с продольными пластинами, сверху надевался цилиндрический металлический кожух особой формы. С казенной части ствола диаметр трубы делали больше, а небольшая часть «трубы» за дульным срезом изготовлялась меньшего диаметра. При выстреле в тонкой части трубы создавалось разрежение и порция «забортного» воздуха со стороны казенной части ствола, проходя вдоль пластин радиатора, охлаждала ствол. Кроме того, эта «труба» защищала детали газоотводного механизма от внешних механических повреждений. На «трубу» крепились складные сошки.
К каждому пулемету прилагалась кожаная сумка с принадлежностями — инструмент для мелкого ремонта и устранения задержек в работе механизма и запасные части.
Ударно-спусковой механизм позволял только автоматическую стрельбу. Диск из 47 патронов расстреливался всего за шесть секунд, поэтому пулеметчиков учили отпускать палец со спускового крючка на счет «три», иначе ствол перегревался. Замена предварительно заряженного магазина занимала примерно 8 секунд. Звук выстрелов очередью напоминал стрекотание швейной машинки или звук «погремушки» гремучей змеи, только очень громкий. Наверное, именно за характерный звук в Первую мировую войну пулемет Льюиса получил прозвище «гремучая змея». Кстати, бельгийцы, чья армия первой приняла на вооружение эту «адскую машину», называли его труднопроизносимым словом, которое в переводе обозначало: «пулемет, с которым можно бегать».
Прицельные приспособления пехотного варианта пулемета состояли из складывающегося целика и неподвижной мушки на самом конце толстой части «трубы». Целик имел две прицельные щели, нижнюю — для стрельбы на расстояние до 600 ярдов (примерно 550 м) и верхнюю — для стрельбы на более дальнее расстояние. Авиационные и зенитные варианты пулемета оснащали специальными проволочными прицелами-паутинками.
Характеристики:
Масса, кг: 11,8.
Длина, мм: 1283.
Длина ствола, мм: 666.
Боеприпас:
— английский — .303 British (7,7×56 мм R);
— американский — .30−06 Sprinfield (7,62×63 мм);
— русский — 7,62×54 мм R.
Скорострельность, выстрелов/мин: 550.
Начальная скорость пули для патрона .303 British, м/c: 747.
Максимальная прицельная дальность стрельбы, м: 1830.
Магазин, патронов: на 47 (пехотный) или 97 (авиационный).
Немногочисленными недостатками, такими как необходимость частой смазки и заклинивание механизмов после длинной очереди или при загрязнении механизма, можно пренебречь, так как страдали этим практически все ручные пулеметы того времени.
Заводские испытания пулемет прошел на «отлично» и был предложен Артиллерийскому управлению армии США как оружие для аэропланов. Вот тут и начались настоящие приключения. Для демонстрации возможностей пулемета Льюис, как истинный американец, устроил настоящее шоу. Не ставя в известность военное ведомство, он попросил друга, командира разведывательного авиакорпуса, предоставить самолет для демонстрации. Разрешение было получено.
2 июня 1912 года деревянный аэроплан поднялся в воздух. Пилот расстрелял половину магазина по полотняной мишени, растянутой на траве перед ангаром. В цель попала примерно половина пуль, отличный по тем временам результат. Остаток патронов расстреляли по близлежащему пруду, продемонстрировав кучность стрельбы. Полет широко осветили в прессе, снабдив оружие самыми лестными эпитетами. Казалось бы, вот оно, идеальное оружие для аэропланов!
Не тут-то было! Льюиса из-за его постоянных замечаний в управлении считали «умником, выскочкой и критиканом» и заявили, что выбор уже сделан. Ведомство уже заключило контракт на закупку в пользу французского пулемета «Гочкис», который сильно уступал пулемету Льюиса и вдобавок использовал неудобные обоймы из латунной ленты. Это на авиационном-то пулемете!
Итог: пулемет Льюиса в 1912 г. показал себя на испытаниях вполне конкурентоспособным оружием своего времени, но… совершенно ненужным американской армии.