Что такое потребительский экстремизм?

Реклама

Потребительский экстремизм — это попытка недобросовестного клиента, манипулируя юридическими нормами в корыстных целях, не защитить свои права, а получить определенную выгоду и доход.

У всех на слуху история о том, как некая бабулька выиграла немыслимую сумму, подав в суд на «Макдональдс» за то, что обожглась горячим кофе. С тех пор на стаканчиках пишут «Осторожно! Горячий кофе!», а в инструкциях к микроволновкам — «Внимание! Не сушите в СВЧ животных!»…

Подобных клиентов, готовых подать в суд на кого-то по любой причине, пользуясь «дырами» в законодательстве, чтобы получить определенную сумму, называют потребителями-экстремистами или даже рэкетирами. Вы тоже можете попасть под это определение, когда, например, обнаружив в пиве муху, выпиваете полбокала, а лишь потом зовете официанта, чтобы он бесплатно заменил бокал на полный и без прилагающихся насекомых. Ну, это потребительский экстремизм в мелких масштабах.

Реклама

Уже есть попытки классифицировать и проанализировать поступки таких людей. Итак, выделяют два ярко выраженных типа.
Первый — это в чем-то неуравновешенные люди, которые считают, что они, «простые труженики», вправе поживиться за счет состоятельных предпринимателей. С ними можно разобраться, просто объяснив некоторые пункты Закона «О защите прав потребителей».
Второй тип — это грамотные, юридически подкованные люди, которые, умело пользуясь расплывчатыми формулировками в законодательстве, стремятся получить доход от той или иной компании.

Впрочем, в любом явлении есть свои плюсы и минусы, даже в самом, казалось бы, негативном. Давайте выделим их и в нашем случае.

Реклама

Плюсы:
— дисциплинирование предпринимателей;
— рост правовой культуры в обществе;
— повышение уровня обслуживания вследствие развития способов удовлетворения потребностей клиента.

Минусы:
— ущерб имиджу добросовестных компаний;
— финансовые убытки и потеря клиентов;
— рост «вседозволенности» потребителей, культ принципа «клиент всегда прав».

Кстати, сейчас в крупных городах появляются целые организации, довольно крупные, сфера деятельности которых — именно такой рэкет. Создать общественную организацию, якобы занимающуюся защитой прав потребителей, может практически каждый. Схема действия обычно такая: собираются 3−4 человека, создают такую организацию со звучным названием и начинают действовать. Приходят якобы с проверкой того или иного предприятия, фирмы. Как известно, каждое предприятие сферы услуг (автосервис, магазин, ателье, например) обязано способствовать проверкам общественных организаций, которые считают, что в этой компании ущемляются права потребителей. Естественно, в наше время хоть и мелкие, но нарушения в деятельности предприятия можно найти всегда. После обнаружения несоответствий законодательству компании угрожают судом и предлагают откупиться, чтобы дело не пошло в этот самый суд.

Реклама

Самое печальное — что подавляющее большинство руководителей компаний готово заплатить клиентам-«экстремистам», лишь бы не бегать по судам и не тратить свои время и деньги ради неопределенного результата. С человеческой точки зрения это понятно. Но ведь таким образом мы даем повод этим клиентам продолжать свое дело.

С другой стороны, известны случаи, когда после отказа от компенсации клиенту компанию просто замучили разные проверяющие структуры (после «наводки» этого клиента, естественно).

Так что решайте, конечно, сами, как поступать с недобросовестным клиентом. Удачи!

Реклама