«Нахаловки» Европы. Чем они отличаются от российских?

Реклама
Грандмастер

Общеизвестно, что западная цивилизация весьма высоко ставит принцип частной собственности. Собственно, частная собственность — основа западного общества. Вот купил в 1626-м у индейцев Питер Менуит территорию острова Манхэттен за зеркала, бусы и ножи — в общей сложности за 60 гульденов. За целый остров 60 гульденов — вроде бы маловато, но раз купил — значит купил.

Что наше — свято. А понятие «общее» — слишком размыто.

Только ли СССР свойственны «нахаловки»? Нет, работая в Европе, я видел «нахаловки» и там. На Сицилии в Палермо многие холмы, окружающие город, покрыты домами. Вот только некоторые из этих домов безжизненны. Даже на расстоянии видно отсутствие в них окон и дверей. Только бетонные коробки.

Мы спросили у коллег-итальянцев про это странное зрелище. Они сказали, что это — самовольная застройка. Все — и те, в которых живут, и те, что безжизненны. Разница между ними только в том, что там, где нашелся хозяин земли, с документами сумевший доказать, что эта земля не муниципальная, а его личная, и у него хватило упорства потратить кучу времени в судебных заседаниях — там удалось убедить суд принять решение о незаконности застройки…

Реклама

Правда, ему самому от этого прибыли никакой, ибо если он попытается использовать построенное не им самим, то его могут привлечь к ответственности. А потому, мол, в некоторые дома люди вселились, живут и уже зарегистрированы как домовладельцы, а вот этим — не повезло.

А в Турции «нахаловки» вообще общеприняты. Я около полутора лет снимал квартиру в азиатской части Стамбула. Скромный трехэтажный домик метрах в 30 от железной дороги (на Багдад). Мне пояснили, что когда его строили, лет 40−50 назад, он тоже был «нахаловкой».

Просто несколько небогатых турков скооперировались, договорились и наняли шабашников, чтобы на бросовых, никому не нужных землях возле железнодорожных путей соорудить домик на 6 семей. Лет через 10 после этого был построен мост через Босфор — и «эта сторона» стала тоже Стамбулом. Еще сколько-то лет — и был построен второй мост через Босфор. Местная земля стала весьма ценной, но… Они уже построились и были официально зарегистрированы.

Реклама

Современные турецкие «нахаловки» (и бесславный конец одной из них) я видел каждый день по дороге на работу. Глядя на различные, но при этом очень похожие друг на друга дома, можно было наблюдать временной срез этих строений.

…Рабочая развозка уже почти выехала из города, на обочине — пустыри. Но вот видны одноэтажные дома. Несколько колонн из железобетона, железобетонные пол и крыша. Стены из пеноблоков, двери, окна. Из окна развозки видно, что крышу дома используют в качестве летней мультиспальни, там несколько навесов из полиэтилена, а под ними матрацы. Колонны идут из крыши примерно на метр, и вверх из них торчат концы арматуры.

А рядом — почти такой же домик, но двухэтажный, и летом народ дрыхнет уже на крыше второго этажа. Хозяину надо было увеличивать жилплощадь — вот он и построил себе еще один этаж, но опять готов расти ввысь дальше: на временной крыше такие же колонны (с такой же торчащей арматурой) для упрощения дальнейшего строительства.

Реклама

Ну — и так далее. Выше трех этажей я домов на «нахаловках» Стамбула не видел. Очевидно, они сами понимают, что выше строиться уже слишком опасно. Наверное, заполонив один дом и достроив его до высоты трех этажей, далее на той же «нахаловке» строят неподалеку еще один — для начала одноэтажный…

Но видел я и конец одной из таких «нахаловок». Очевидно, построили ее на «слишком хорошем» месте (плоский участок у дороги) — вот и не успели зарегистрироваться. Территорию купил застройщик для строительства нового супермодного района. Возможно, он даже газ к квартирам подведет! И осталось от «нахаловки» — несколько фундаментов да один дом, возле которого нарочно вырыли котлован, чтобы он сам в эту яму сполз. Ну и чтобы живущие там упрямцы убирались подобру-поздорову.

Реклама

…Так насчет разницы. Дома такие, разумеется, строят по разным технологиям. Из самана, из дерева, из камня, бетонные, но в них общее — одно. Землю под дом берут самозахватом. И, поскольку земля больше ни на что не годная, бросовая, власти чаще предпочитают задним числом зарегистрировать построенное таким образом жильё, «освятив» самозахват.

У нас такое встречается очень часто, но и в Европе это тоже есть — там, где есть земля, не пригодная для использования, и общинная.

Реклама