Индивидуально подоходное налогообложение осуществляет важную функцию по аккумулированию финансовых ресурсов в бюджет промышленно развитых стран, что дает возможность формировать грамотную социально-экономическую политику. Другими словами, подоходное налогообложение выступает инструментом социально ориентированной налоговой политики. Основная функция НДФЛ — фискальная, благодаря которой он используется как источник формирования доходов бюджета.
Цель НДФЛ — сделать распределение жизненно важных средств более равномерным.
Следует отметить, что, несмотря на значительную фискальную роль налога на доходы физических лиц, его поступления в России по сравнению с зарубежными странами значительно ниже. Так, поступления от подоходного налога в структуре доходов Дании составляют примерно 50%, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии — 40%, несколько меньше во Франции — 17%.
Механизмы и принципы исчисления налога на доходы физических лиц вызывают жаркие споры и дискуссии как среди политиков, так и у простых граждан, что довольно объяснимо, ведь это единственный налог, который касается практически каждого гражданина страны.
Одной из основных причин отказа от прогрессивной ставки НДФЛ и возврата к практически Советской усредненной ставке 13%, называется сокрытие работодателем истинных заработных плат своих работников.
Изучение истории налогов с населения в развитии предоставляет нам возможность сделать выводы о том, что налогообложение граждан в различных странах базировалась на сопоставимых принципах. Первый из них — обязательное участие каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов, второй — обеспечение государством населению определенного набора благ. Нарушение этого хрупкого баланса отношений в пользу государства приводит к нежеланию граждан уплачивать налоги и к сокрытию ими своих доходов.
Государство должно беречь своих плательщиков, ибо их нельзя поменять. Иначе говоря, плательщика нельзя лишать платежеспособности.
Схема «серых» зарплат, когда работодатель основную часть зарплаты выдавал в конвертах, сформировалась в 90-е годы прошлого столетия. В результате подобных схем бюджет недополучал львиную долю поступлений от налога на доходы физических лиц.
Не принимая экономических решений по борьбе с «серыми схемами» зарплаты, налоговые органы чаще всего прибегали к чисто административным мерам. Велась разъяснительная кампания о последствиях применения подобных схем выплаты заработной платы и ответственности за нарушение налогового законодательства.
Безусловно, предпринятые меры принесли определенные результаты, и в стране незначительно снизился процент «серых» зарплат, однако в целом анализ сложившейся ситуации на сегодняшний день показывает, что введение единой пониженной ставки не дало ожидаемых результатов.
На сегодняшний день разработаны другие эффективные меры борьбы с «конвертной» заработной платой, которые действительно могут дать серьезный экономический эффект и сделают НДФЛ более справедливым.
Следовало бы законодательно установить предел, ниже которого работодатель не имеет права выплачивать заработную плату и привязать эту сумму к прожиточному минимуму, освободив её от налогообложения, то есть установить стандартный налоговый вычет.