Выживальщик готовится к катаклизмам, катастрофам и иным глобальным потрясениям, запасаясь необходимыми припасами и снаряжением. При этом он вовсе не горит желанием использовать приготовленное. В самом деле: нормально ли — с нетерпением ожидать катастрофы, чтобы иметь возможность воспользоваться рацией, джипом, противогазом и прочими атрибутами постапокалиптического мира? Так же и ежедневно носимый набор таскается на всякий случай — выживальщик уж точно не станет нарочно себя травмировать, чтобы иметь возможность использовать охлаждающий пакет или хирургическую иглу.
Другое дело самооборонщик. Тот готовится не к катастрофам, а к нападению. Его «экстренный набор» включает:
1) разнообразные средства самообороны;
2) готовность применить эти средства, когда подвернется случай.
Здесь и кроется разница. Говорят, что мысли о неприятностях притягивают эти самые неприятности. В самом деле, даже несчастный случай может произойти из-за неосознаваемого желания попасть в передрягу. Но куда выше вероятность спровоцировать не катастрофу, а банальный бытовой конфликт. В этом отличие носимого «на всякий случай» оружия от фонаря, спичек и презерватива. (Даже если упомянутый последним аксессуар вдруг да спровоцирует своего обладателя на применение по прямому назначению, это хотя бы не сопряжено с опасностью для жизни.) Носимое с собой оружие способно создать вам серьезные проблемы. Доскональных объяснений этому у меня нет, но закономерность такая наблюдается. Оружие словно подталкивает обладателя его применить. Точнее, провоцирует на попадание в ситуации, где оно может быть применено.
Особенно опасно оружие в руках неопытного человека: не обученного, не попадавшего в экстремальные ситуации, не понимающего свои и чужие возможности. И не умеющего адекватно оценить степень опасности. К сожалению, таковыми являются очень многие «самооборонщики». В принципе, сама по себе физическая и, главное, психологическая неготовность к бою не так опасна, как иллюзия готовности. Тот, кто знает о собственной слабости, предпочтет разрешить опасную ситуацию несиловыми методами — попытается «разрулить» словесно или в крайнем случае убежать.
Но не таков настоящий самооборонщик! Зря, что ли, он носит оружие? Которое сразу делает его сильным и крутым… Чувство же собственной силы придает уверенности в том, что он сможет выйти победителем из опасного столкновения. Больше того: самооборонщик заранее готов применять оружие. С точки зрения самообороны, это неплохо, без решимости оружие действительно лучше не носить совсем. Проблема в неспособности отличить действительно опасную ситуацию, в которой применение оружия будет оправданно!
«На всякий случай» самооборонщик начинает видеть угрозу в любом, кто кажется ему подозрительным. А уж если на его пути виднеются двое-трое подвыпивших парней, просто шумная компания молодежи или косо глянул пьяный сосед, вывод следует незамедлительно: вот он, пресловутый гопник, поджидающий мирного обывателя! Не на лоха нарвался — на грозного самооборонщика… Который, не дожидаясь нападения, стреляет в негодяя из резинострела (заливает из баллона, вырубает электрошокером, нокаутирует телескопической дубинкой). Нужное подчеркнуть…
Иногда превентивные меры срабатывают. Если они оказываются чересчур эффективными, самооборонщик становится преступником, с оружием набрасывающимся на прохожих. Если неэффективными, то самооборонщик обнаруживает, что его оружия (или, чаще, умения) недостаточно, бывает бит и лишается своего арсенала.
Причина проста: большинство ему подобных никогда еще не бывали биты и не били сами. Потому и не могут оценить опасность, и не имеют должных навыков. Кстати, настороженное отношение к окружающим понятно, если человеку когда-то сильно доставалось. Если бывшая жертва избиения или изнасилования носит оружие, боясь повторения, это объяснимо. Другое дело — человек лет за тридцать, никогда не подвергавшийся нападению и вообще не дравшийся, начинает вооружаться, таскает на себе целый арсенал, пропадает на тематических интернет-ресурсах. Не имея на то никаких объективных причин!
Здесь возможны два варианта:
1) человек запугал себя, наслушавшись и начитавшись ужасов на тему «кругом одни бандиты»;
2) взрослый дядя попросту решил «поиграть в пистолетики» — ищет острые ощущения без опасности для себя.
Причем второй вариант куда более вероятен! Повторю: у человека могут быть объективные причины опасаться нападения (ситуации в прошлом, жизнь в опасном районе, регулярные поздние возвращения домой по темным улицам). Но большинство самооборонщиков живут вполне благополучно, с криминалом не пересекаются в принципе, а пресловутых гопников видели лишь в программе «Даешь молодежь». Но благополучная жизнь не мешает обсуждать на форумах, какой «нож от ста баксов» носить в комплект к баллончику или травмату в качестве резервного оружия. Да, настоящему самооборонщику мало одного средства самообороны! Для ведения боевых действий с толпой хулиганов к резинострелу прямо-таки необходимо добавить оружие ближнего боя — нож или телескопическую дубинку. Причем нож желательно брендовый, в идеале — боевой.
Вас удивляет, что мысли подобного персонажа сосредоточены на поиске врагов и угроз? От классического труса его отличает одно: обычный трус готов увидеть опасность где угодно и бежать. Самооборонщик тоже «видит» опасность и готов по любому поводу схватиться за легальное, но небезопасное средство самообороны. Вот только противостоять серьезной опасности дилетант, даже вооруженный, вряд ли сможет. Скорее всего, он и не успеет «схватиться за оружие». Сам же он, зацикленный на поиске «агрессоров» (конечно, с целью пресечь нападение!), представляет некоторую угрозу для окружающих. Никогда не знаешь, что именно «вооруженный и опасный» самооборонщик сочтет агрессией.
Поскольку основную часть времени подобный персонаж проводит в Интернете, не приходится удивляться обилию отчетов об «удачной» или «неудачной» самообороне. И вот, прикупив новый баллон взамен использованного (или не сработавшего вовремя, что также случается) и еще более боевой «бэкапный» нож, самооборонщик вновь отправляется в страшный мир хулиганов и наркоманов. Избавит его от этого опасного хобби либо полиция, либо обретение в жизни реального дела, которое займет пустующее (и потому заполняемое всякой ерундой) место в душе.