Нужен ли закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»?

Реклама

«Я оглядел пустую захламленную комнату с обломками диковинных моделей и обрывками безграмотных чертежей, пошевелил носком ботинка валявшуюся у входа папку со смазанным грифом „Совершенно секретно. Перед прочтением сжечь“ и пошел прочь».

Перечитывая эти строки фантастической повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», мы посмеивались над абсурдной надписью, порожденной бюрократической машиной. Мог ли кто-нибудь предположить, что всего лишь через полвека это станет реальностью? Ведь именно так должны теперь вести себя дети при просмотре телевизионных передач и потреблении «иной информационной продукции» — с 1 сентября 2012 года в России вступил в силу федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Реклама

Закон предусматривает классификацию информационной продукции по пяти категориям: для детей, не достигших возраста шести лет (0+), достигших возраста шести лет (6+), достигших возраста двенадцати лет (12+), достигших возраста шестнадцати лет (16+), запрещенной для детей (18+). Для каждой категории установлены специальные отличительные признаки.

Достаточно примечательны меры по обеспечению исполнения закона. Согласно инициативе законодателей, оборот ограниченной к распространению информационной продукции в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации.

Реклама

Безусловно, диван перед телевизором относится к месту, доступному для детей. Также не вызывает сомнений, что административные и организационные меры в данном случае не слишком эффективны. Остается уповать на технические и программно-аппаратные средства защиты. В этом качестве закон предлагает использование знака информационной продукции в виде цифр в углу кадра в начале трансляции телепрограммы, а также при каждом возобновлении трансляции после перерывов.

По мнению законодателей, это существенно упростит родителям процесс контроля над тем, что смотрят их дети. «Например, увидев отметку „18+“, родитель может попросить свое чадо переключить канал», — отметил член ОП

Реклама
Р Ф Ефим Рачевский. Правда, для этого родителю придется дождаться «возобновления трансляции после прерывания рекламой» и увидеть знак информационной продукции, ведь самостоятельно оценить содержание программы, по мнению законодателей, он явно не способен.

Как всегда, необходимость и важность закона оправдывается ссылкой на зарубежный опыт. Тот же Е. Рачевский привел в пример английское телевидение, где все нежелательные для детей передачи показывают только на платных каналах. Но это немного другой подход и, соответственно, совсем другая эффективность по сравнению с циферками на экране, не правда ли? Почему же не пойти по такому пути в России? Да просто в таком случае на бесплатное распространение смогут претендовать максимум 2−3 канала.

Реклама

Закон уже успел стать причиной крупного скандала. В государственном реестре министерства культуры РФ журналисты обнаружили «Ну, погоди» с возрастным ограничением «Зрителям, достигшим 18 лет». По различным предположениям, всенародно любимый мультфильм мог попасть под раздачу за аморальное поведение Волка, который неоднократно был замечен курящим, а также обижающим детишек. К счастью, ситуация прояснилась — в реестр внесен не советский мультсериал, а шведский художественный фильм эротического содержания с аналогичным названием.

Но дело-то в том, что в возможность запрещения показа детям культового мультфильма поверили. И не только простые обыватели, но и официальные лица. Так глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил, что мультфильм «Ну, погоди!» и вся подобного рода продукция не будет подпадать под ограничение, но не потому, что это все это маразм и законодательный бред, а лишь потому, что мультфильм является культурной ценностью. Таким образом, Жаров косвенно подтвердил, что «Ну, погоди» все же пропагандирует курение, насилие и прочие грехи, недостойные телевизионного экрана.

Реклама

Выполняют ли закон телевизионные компании? Если посмотреть программы телепередач на официальных сайтах, то Первый канал экономно раскидывает маркеры «12+» и «16+». Значит ли это, что все остальные передачи имеют статус «0+»? Скорее всего, именно так, хотя бывает, что новости с ограничением «0+» смотреть страшнее, чем иной ужастик. Канал «Россия-1» великодушно маркирует 99% своих программ «12+», делая исключение лишь для «Спокойной ночи, малыши» (0+) и отдельных передач после полуночи (16+). НТВ предпочитает более возрастной маркер «16+», устанавливая его для программы «Главная дорога» и относя к «0+» программу «ЧП». Канал Рен-ТВ почему-то относит к «0+» «Сеанс для взрослых» после полуночи. Создается впечатление, что формально требования закона выполняются, но серьезно к нему никто не относится.

Реклама

Немного странным выглядит и полное исключение из сферы действия закона всей рекламной продукции. Конечно, с юридической точки зрения это оправданно, ведь содержание рекламы регламентируется отдельным законом, который устанавливает те же самые ограничения. Но коль уж речь зашла о защите детей от причиняющей вред информации, то стоило бы отнести рекламу хотя бы к категории «16+». Но в данном случае финансовые интересы явно предпочтительнее моральных.

А что же маленьким зрителям все-таки реально предлагается для просмотра? В России относительно общедоступны каналы «Карусель» и «Канал Disney». Что входит в телевизионное меню? А разнообразием и обилием качественной отечественной продукции оно явно не блещет. На канале «Карусель» из сорока девяти телепередач (все российского производства) — девятнадцать активных, остальные идут в повторах. Могут ли девятнадцать телепередач, продолжительностью от 15 до 30 минут, большинство из которых к тому же еженедельные, заполнить сетку вещания? Из двадцати транслируемых телевизионных сериалов российских — пять, из шестидесяти мультипликационных — десять. Причем большинство снято 3−5 лет назад, а некоторые разменяли уже и второй десяток («Незнайка на Луне»). Искать же отечественные передачи на канале Disney — дело и вовсе безнадежное.

Реклама

Вывод напрашивается сам собой — достойного детского телевидения в России просто нет. И в этих условиях в качестве заботы о детях вводится в действие новый закон. Будет ли он полезен родителям, добросовестно занимающимся воспитанием своих детей? Маловероятно, ведь и до вступления закона в силу им удавалось вполне успешно отбирать подходящие телевизионные передачи. Нужен ли он родителям, не обращающим внимание на информационную диету ребенка? Абсурдный вопрос, вряд ли циферки на экране смогут перевоспитать взрослого человека. Нужен ли он детям? Если только подстегнуть интерес к передачам «18+».

Так для кого же разработан и принят этот закон? Возникает ощущение, что для чиновников, стремящихся оправдать свое существование. Для деятелей от культуры, неспособных организовать производство в достаточном количестве качественных детских программ. Для всех тех, кому галочка важнее реальных дел.

Реклама