Россия - страна зайцев? Халява как привычка

Реклама
Грандмастер

Жизнь у нас очень непростая, и протекает она хотя и по непротиворечивым, но зато весьма нетривиальным законам, один из главных среди которых — это неуважение к любого рода законам и ограничениям. Не то чтобы сразу же посылать подальше любой закон, но… некоторое правовое фрондёрство является неотъемлемой частью каждого бывшего советского, а теперь российского гражданина.

Европеец сошёл бы с ума, если бы ему довелось оказаться на нашем месте. Воистину, «что русскому хорошо, то немцу — смерть». По всей территории России на железной дороге ходят местные поезда. В этих электричках-неэлектричках, ходящих, скажем, от Малой Вишеры до Бологого, зайцы лишь слегка разбавлены «обилеченными» пассажирами. Сам я покупаю билет при поездке на дачу почти всегда. Но зато каким я себя дураком чувствую при проходе контролёров!

Реклама

Штраф за безбилетный проезд меньше, чем билет, но большинство предпочитает и штрафа не платить, держа при проходе контролёров круговую оборону, предъявляя липовые и чужие документы, уверяя контролёров, что «их тут не стояло», и неся любую чушь в надежде, что контролёру станет противно и он сам уйдёт. Те обычно глотают всё враньё, что им скармливают пассажиры, хотя изредка особо наглая ложь приводит их в бешенство и тогда в вагоне электрички начинаются настоящие баталии. Тогда может произойти всякое. Отбираются чужие проездные документы, вызывается милиция, выгоняются из вагона особо агрессивные зайцы. Хотя, когда из Москвы едут футбольные фанаты, то контролёры робкой тенью проскальзывают мимо них по вагону, не беспокоя и остальных (а вдруг эти бандиты обратят на них внимание).

Реклама

Но покупка билетов, споры и баталии актуальны только для «ближнего к столице» поезда. Следующая электричка уже только для зайцев. Тут никто не покупает билетов, т.к. их уже просто негде купить, ибо все кассы закрыты. Будто бы когда-то, в огне гражданской войны контролёров с зайцами, они пали первой невинной жертвой. А проходящие иногда по вагонам контролёры уже не давят на форс, а уговаривают пассажиров купить билеты. Но те не поддаются. Было бы даже странным, если бы при таком отношении к оплате проезда железнодорожные перевозки вдруг оказались бы окупаемыми.

При общей дороговизне ж/д билетов фанаты «Зенита» ездят до Москвы и обратно на электричках. Единственный минус тут — печальная необходимость потратить в поездах на дорогу целый день, и желательность знать расписание по всей линии, хотя последнее не очень важно, т.к. расписание электропоездов делается нарочно с перехлёстом, чтобы можно было с одного поезда на другой пересесть. Зато в итоге за билеты платить не надо. Только на поезд от Москвы до Твери и потом на поезд от Малой Вишеры до Питера. Да и то — к фанатским стаям далеко не каждый контролёр решится подойти.

Реклама

Как бы то ни было смешно, но и в городском транспорте происходит то же самое. Конечно, я не говорю о маршрутных такси, автобусах с литерой «Т-», «К-» и т. п. Обычный трамвай представляет собой такое же поле битвы, что и уходящий на Окуловку от Малой Вишеры вагон электрички. Контролёры пытаются заставить пассажиров платить, пассажиры машут корочками, часть из которых просто пуста, а часть поддельна. К многим пассажирам бедные контролёры просто боятся подходить. И даже если они ошибаются по части опасности этих пассажиров, они, видимо, полагают, что лучше перебдеть, чем недобдеть. И в этом они, очевидно, правы. Зарплаты у них вовсе не настолько высоки, чтобы рисковать из-за них здоровьем.

Реклама

В итоге даже при беглом взгляде на ситуацию видно, что на городском транспорте собирают не более 10% платы, прочее остаётся в карманах населения и в городскую казну не попадает. Трудно поверить, что городское начальство настолько удалилось от общих проблем и нужд, чтобы этого не знать. Посему, когда на радио и ТВ начальство говорит о повышении тарифов, это означает, что им не хочется идти против всех, против нашего заячьего общества. Это означает, что путь прокладывается по привычной колее: «Кто везёт, на тех и возят». Действительно, это ведь много проще. С тех жителей города, которые по тем или иным причинам платят за проезд, надо просто собрать больше денег. Раз они уже платят, так пусть они станут платить больше.

Реклама

При этом, как ни странно, в маршрутках и всевозможных «К"-автобусах платят все и сполна, хотя и неохотно. Может быть, тут дело в том, что все эти автобусы и маршрутки — чьи-то, а трамваи и электрички — ничьи, т. е. государственные?

Точно так в период краха финансовых пирамид в прессе звучали требования обманутых вкладчиков, чтобы государство возместило их потери. Опять это «государство» с его бездонным карманом! При этом вопрос о том, чтобы выигравшие коллеги игроков поделились бы своим выигрышем с проигравшими даже не ставился. Наш человек готов с другими делиться только своим проигрышем. Когда что-то выиграно — оно становится своим, кровным, его уже от сердца не оторвать. При неудаче же сразу становится очень горько и хочется справедливости, которая понимается в том, что не игравшие должны возместить убытки проигравшему. Умные больно.

Реклама

Так ведь здорово зазывали, такие турусы на колёсах разводили, что невольно рука скользила к кошельку, вынимались свои кровные и отдавались в обмен на красивую бумажку с обязательством «очень скоро заплатить очень много». Откуда для этого должны были взяться деньги — никого не интересовало. Ну почему, почему кто-то сумел устоять? Пусть теперь поделится своей выгодой — тем, что играть не стал. Это — справедливо. Ведь верно? Ведь правильно?

Легко приучить людей к халяве. 70 лет приучали. Народ привык. И отвыкнуть от халявы не то чтобы не может, но совершенно не хочет.

Реклама