Как избежать маленьких хитростей больших структур?

Реклама
Профессионал

Срочно понадобился прогноз погоды. Компьютер было открывать долго, и я вспомнила, что несколько лет назад смотрела прогноз по мобильнику. Это было просто и недорого. Нажимаешь какие-то клавиши и видишь погоду на экране. Решила воспользоваться мобильником. Отыскала в меню МТС — info, выбрала вкладку «Погода», выбрала город, нажала. Мобильник привычно «плямкнул», мигнул, но на экране ничего не изменилось.

Что в таких ситуациях в первую очередь приходит в голову? Наверное, что-то не сработало — надо повторить. Повторила. Эффект тот же. Пока я размышляла, что делать дальше, мобильник еще раз «плямкнул». И тут до меня дошло, что этот мелодичный звук он обычно издает, когда приходит SMS. «Ах, да, конечно — прогноз прислали по SMS!» — подумала я.

Реклама

Пока я переходила из одного меню в другое, мобильник «плямкал» еще три раза. В результате первой на экране появилась последняя «эсэмэска». В ней сообщалось примерно следующее: «Мы поздравляем Вас — Вы подключены к услуге „Прогноз погоды“. Теперь Вы будете ежедневно получать SMS с прогнозом погоды бесплатно…». Я мысленно поблагодарила МТС за такую щедрость, но потом решила посмотреть, нет ли продолжения.

Оказалось, есть: " …в течение 2-х недель. По истечении этого срока плата за услугу составит 25 рублей в неделю. Если Вы хотите отказаться, пришлите 2 по номеру…".

Итак, мне за 100 рублей в месяц предлагают услугу, которую я могу получить из многих источников окружающей меня среды совершенно бесплатно. Да я на разговоры трачу чуть более 100 рублей в месяц! Но ведь я не просила подключать меня ни к какой услуге! Откуда взялось это сообщение?

Реклама

Вторым по порядку поступления сообщением оказалось примерно следующее: «Вы получили прогноз погоды. Если Вы хотите получать прогноз погоды ежедневно, повторите еще раз запрос — и Вы будете подключены к услуге автоматически».

Что ж, в очередной раз развели! Поздравляю оператора МТС с еще одним одураченным клиентом. Видимо, они очень гордятся такими своими технологиями.

Попытка отправить цифру 2 на указанный номер не удалась — не знаю почему! Теперь придется искать резиденцию МТС и писать официальное заявление об отказе от навязанной мне услуги. А потом пять раз звонить и напоминать, чтобы мое заявление рассмотрели. За этот период, я думаю, МТС рублей пятьсот от меня успеет получить. А сколько таких, как я?

Реклама

Так все-таки: как бороться с тем, чтобы наши структуры нас не одурачивали? Единственное средство — обмен опытом. Предупрежденный защищен. Поэтому я призываю всех делиться своим опытом. Помоги сегодня другому — завтра он поможет тебе.

Недавно приезжали гости и понадобился мобильный «пакет», чтобы подешевле звонить в братскую страну. Смотрю бланк договора с «Мегафоном». Внизу стоит пару пустых квадратиков, а рядом с ними текст: «Не согласен». То есть, ты должен поставить галочку в квадратике в том случае, если ты не согласен. Если галочки нет, то ты согласен. В этом и расписался ниже. Обычно делается наоборот. Но это, смотря какие цели преследуются.

Так с чем же я согласен? К сожалению, пакет уже «уехал», но если своими словами, то вы соглашаетесь с тем, что фирма может распоряжаться вашими персональными данными и передавать их третьим лицам.

Реклама

Даже думать боюсь, кто наши персональные данные так бережно собирает и платит за это так хорошо, что этим занимаются практически все. Присылают тебе каталог (с письмом, обращенным к тебе лично — откуда адрес узнали?), делаешь заказ — заполни анкету. В анкете, кроме ФИО и адреса, тебя просят написать паспортные данные. Зачем? Я спросила. Мне ответили: «Потому что мы получаем товар из-за границы». Ну и что? Мы много раз получали и отправляли посылки за границу — паспортные данные у нас не запрашивали. Придем на почту получать — вот там и сообщим. «Ну, я точно не знаю… Давайте я вам дам телефон нашей службы безопасности — они вам объяснят». Звонить не стала — и так понятно, что лапшу на уши вешать будут. И заказ делать не стала — противно…

Реклама

Как-то в «Меге», прилегающей к «Икее», купила сапоги. Где-то было сообщение, что при покупке товара дороже 3000 рублей получаешь право участия в лотерее на розыгрыш чего-то там в большом количестве. Пришла в указанное место, предъявила чек. Мне дали анкету заполнить. Оказывается, для розыгрыша в лотерее необходимы все мои личные данные, включая паспорт. Хотела уйти, но алчность взяла верх. Сдала анкету, меня подвели к какому-то автомату, проделали какие-то действия, заиграла коротенькая музыкальная фраза, и появилась надпись типа: «К сожалению, на этот раз вам не повезло — приходите еще!».

Пока анкету заполняла, а потом уже просто из любопытства, я провела у этого автомата в общей сложности полчаса. Коротенькая музыкальная фраза звучала каждые три секунды, но при мне так никто ничего и не выиграл. Но зато какую базу данных за это время удалось собрать!

Реклама

В «Икее» увидела замечательно дешевый симпатичный коврик. Аж два взяла! На кассе мне сообщили, что так дешево он стоит только для членов клуба. Карточку члена клуба я могу оформить на втором этаже. Даже любезно согласились отложить мой товар, пока я ее оформляю. На втором этаже мне предложили прямо в компьютере заполнить анкету члена клуба. Им тоже нужны мои паспортные данные.

Я, бросив заполнять анкету, пошла разыскивать полномочного представителя. На мой возмущенный вопрос она отвечать не стала — дала документ почитать и сказала: «Если Вы против — я ваши данные удалю». Документ не отвечал на вопрос. Вместо этого там было написано, что служба безопасности, в соответствии с таким-то законом, имеет право в случае надобности на доступ к моим персональным данным, оставленным где-либо.

Реклама

Допустим, служба безопасности все равно найдет кого ей надо. В общем, опять победила алчность. Я заполнила анкету, получила карточку, купила дешевый коврик… В общем, мы имеем то, чего заслуживаем!

Самое интересное, что мы уже давно знаем, что все документы надо внимательно читать, прежде чем подписывать. Но мы приходим в магазин, вызываем мастера не для того, чтобы заполнять договор, а для того, чтобы купить или получить услугу. В этот момент наше подсознание на размышление не настроено. На то и рассчитано!

Впрочем, даже если начнете читать, «нужная» информация будет завуалирована так, что вы ее запросто не заметите. Я слышала, что в законодательстве где-то есть пункт о том, что все пункты в официальных документах должны быть сформулированы однозначно и четко, без «подвохов». Среди читателей-писателей ШЖ есть юристы — может, они знают ответ на этот вопрос?

Реклама

Но боюсь, что ответ будет отрицательным — такой пункт существует в законодательстве какой-нибудь другой страны. А у нас? А у нас даже такие известные бренды, как МТС, «Мегафон», «Мега», «Икея» (продолжите список!), не брезгуют зарабатывать, занимаясь мелким обманом.

Пост-скриптум. Я тут назвала конкретные «имена»… Если кто-то захочет обвинить меня в антирекламе, то напомню, что антиреклама — это то, что сообщается бездоказательно. В моем случае — по поводу погоды можете убедиться сами, если 100 руб. не жалко. Да и всему остальному есть масса свидетелей и письменных подтверждений.

Реклама