Особо следует отметить, что разработка оружия, признанного во всём мире идеальным пистолет-пулемётом Второй мировой, велась в блокадном Ленинграде, на Сестрорецком инструментальном заводе, где не было ни точного оборудования (которое было вывезено за Урал), ни квалифицированных специалистов (их вывезли туда же). Производство наладили там же. То оборудование, что осталось после эвакуации, пришлось осваивать обычным ленинградским обывателям, пережившим год блокады. Не было даже достаточного количества продуктов, люди падали в голодный обморок прямо на рабочих местах. И в этих адских условиях простой русский изобретатель создал оружие, которое делают до сих пор!
Алексей Иванович Судаев родился в 1912 году в г. Алатырь (Чувашская АССР), в семье почтового служащего. В 1929 г. после окончания профтехучилища он работает слесарем, а после окончания Горьковского железнодорожного техникума попадает в контору «Союзтрансстрой» на должность техника железнодорожного участка. Тут-то и начал проявляться его изобретательский талант.
Его первыми изобретениями стали «Автоматическая стрельба из пулемета посредством действия инфракрасных лучей» и «Бензиномер». Свое первое авторское свидетельство он получил за «Пневматический опрокидыватель для саморазгружающихся платформ», второе — за сделанное во время прохождения службы в железнодорожных войсках устройство «Противоугон». В армии он начал активно заниматься ремонтом разных видов оружия.
В 1936 г. Алексей Иванович поступает в Горьковский индустриальный институт, а в 1938 г. параллельно поступает на третий курс артиллерийской академии РККА им.
Однако в 1942 г. военная обстановка требует создания стрелкового автоматического оружия для экипажей танков, разведчиков и десантников. Существующий на тот момент ППШ-41 был слишком неудобен для этих категорий войск. Большие размеры, большой вес, огромная скорострельность ППШ требовала большого запаса патронов…
И вот в 1942 объявлен конкурс на «модель пистолета-пулемёта, не уступающего по характеристикам пистолету-пулемёту конструкции Шпагина». Всего таких конкурсов было два, и принимали в них участие такие известные оружейники, как
Всего ППСов было целых семь моделей. ППС-42 (модель 2) был принят на вооружение 13 июня 1942 г. После модификации, которая устранила выявленные в этой модели недостатки, в 1943 г. на вооружение был принят новый образец под названием «Пистолет-пулемет системы Судаева обр. 1943 г.», который имел очень высокие боевые качества и отличался высокой технологичностью. Тот образец, что называется в литературе ППС-43, первоначально обозначался как «ППС-43 модель 2».
ТТХ пистолета-пулемёта ППС-43
Патрон: 7,62×25 ТТ (0.30 Tokarev).
Масса оружия: без патронов менее 3 кг, с патронами 3,67 кг.
Длина: со сложенным прикладом 616 мм, с откинутым прикладом 831 мм.
Начальная скорость пули: 500 м/с.
Темп стрельбы: 600−700 выстр/мин.
Боевая скорострельность: 100 выстр/мин.
Прицельная дальность: 200 м.
Емкость магазина: 35 патронов.
Всего моделей пистолетов-пулемётов Судаева было создано семь. Шесть моделей создал сам Алексей Иванович, последнюю, седьмую модель, создали уже после его смерти, по чертежам гениального конструктора.
ППС-43 имел более высокие показатели, чем ППШ, по технологичности: изготовление ППШ требовало 13,5 кг металла и 7,3 человеко-часа, для ППС требовалось 6,2 кг металла и 2,7 человеко-часа.
ППС-43 был почти в два раза легче ППШ, всего 3,6 кг с магазином и патронами. ППШ даже без магазина весил больше, а с круглым магазином и патронами — примерно 6 кг. Самый лёгкий немецкий пистолет-пулемёт MP40 весил 4,7 кг (с магазином и патронами).
Складной приклад уменьшал длину оружия, что очень важно во многих родах войск — экипажи боевых машин, артиллеристы, десантники, разведчики. Для них же очень важна низкая скорострельность ППС, в разведке на вражеской территории или в тесном танке не будешь возить (или таскать на себе) ящики с патронами, которые ППШ выплёвывал со скоростью… 1000 шт. в минуту! Именно из-за низкой скорострельности на ППС не было переключателя режима огня «одиночный-автоматический». При быстром нажатии на спусковой крючок происходил одиночный выстрел, при долгом нажатии — очередь. Патроны в ППС заклинивало гораздо реже, это обеспечивала более прогрессивная конструкция магазина и досылателя патрона из магазина в патронник.
Интересный исторический факт. Захваченные в качестве трофеев советские ППС немцы никогда не переделывали под свой патрон, как, например, ППШ. А всё потому, что, во-первых, патрон в ППС практически никогда не перекашивало, в отличие от того же ППШ, во-вторых, трофейных патронов советского производства в конце войны у немцев скопилось достаточно большое количество и надо было их как-то использовать.
Но почему же при таком количестве положительных качеств ППШ не был снят с производства и не заменён на ППС? Ответ простой. Производство ППШ было уже налажено, а перестраивать производство в военное время никто не решился. Поэтому ППС производили заводы с более простым оборудованием и менее квалифицированным персоналом, которые не могли производить ППШ.
Всего за время войны было произведено более полумиллиона штук этого замечательного оружия. После войны большое количество ППСов было передано дружественным армиям Китая и Северной Кореи.
В СССР ППС-43 состоял на вооружении в десантных частях до 1950 г., затем его сменил автомат Калашникова со складным прикладом.
У ППС было великое множество клонов. В последние месяцы войны, когда немецкая промышленность испытывала огромный дефицит металла и рабочей силы, было налажено производство клона ППС под немецкий патрон 9×19 мм под индексом МР-709. Финны также переделали ППС под патрон 9 мм «Парабеллум» и магазины от пистолета-пулемета «Суоми М 1931», изменив лишь калибр ствола и всего лишь одну деталь — досылатель (для использования круглых магазинов старой конструкции), и начали выпуск этого оружия в 1944 г. под названием «9-мм пистолет-пулемет Суоми М 1944».
В Польше клоны ППС выпускались под индексами WZ-43 (со складным прикладом) и WZ-43/52 (с деревянным прикладом). В 1953 г. на вооружение жандармерии и пограничников ФРГ был принят пистолет-пулемет DVX-53 — точная копия финского «Суоми М 1944». В 1959 г. он был несколько модернизирован и стал называться DVX-59, прослужив до начала 70-х годов 20-го века. В Китае клон ППС выпускался под индексом «ПШ 43».
Этот автомат выпускался и в наше время (80-е годы 20-го века) — в Грузии на заводе «Зубдиди» и в Нагорном Карабахе.