Основным лейтмотивом этого проходит опасность и для покупателя, и для продавца владения автомобилем по доверенности. Для чего государству это надо, понятно, но людям навязывается мысль, что это, в первую очередь, надо именно им. Частично не лишено смысла, так как определенные риски при этом все-таки есть. Перечислим основные:
Так как владельцем де-юре являетесь все-таки не Вы, то у человека, продавшего Вам машину по доверенности, всегда есть мошенническая возможность получить проданный автомобиль обратно, просто отозвав доверенность или заявив машину в угон. Разбирательство будет долгим, в тюрьму Вы, скорее всего, не сядете, но автомобиля и денег больше никогда не увидите.
Если вдруг номинальный хозяин авто неожиданно умрет, то машина попадает в наследственную массу, и у наследников появляется возможность заявить, что они вообще ничего не знают о купле-продаже, а авто принадлежало наследодателю. Закон будет на их стороне. Итог тот же: ни машины, ни денег.
Если же Вы являетесь продавцом авто и хотите отдать его по доверенности, то сразу приготовьтесь к тому, что транспортный налог платить все равно Вам.
Кроме того, не забывайте про «письма счастья» со штрафами с автоматических камер-радаров. Как бы это ни противоречило здравому смыслу, но виновный за нарушение скорости зафиксированной такой камерой машины — владелец автомобиля, а не водитель. Бред, конечно, но это суровые реалии, и с ними приходится считаться.
А вот теперь давайте поговорим о плюсах управления и владения машиной по доверенности.
Во-первых, уже упомянутый транспортный налог. Я понимаю искреннее нежелание многих моих сограждан его платить, так как суммы могут быть очень приличными, за Рендж Ровер Вок почти 50 000 рублей, например, а куда они расходуются — не видно, ибо качество дорог все равно отвратительное.
Во-вторых, те же самые штрафы. Автору этой статьи пришло постановление о штрафе за превышение скорости за тот период, когда его в стране вообще не было! И, как показал проведенный опрос, это не исключение, а правило — не нашлось ни одного водителя, кто бы хоть раз не оказывался в подобной или похожей ситуации. Естественно, оплачивать чьи-то ошибки или (искренне надеюсь, что это не так) чьи-то злонамеренные действия очень не хочется.
Так вот, все эти проблемы решает управление автомобилем по доверенности. Штраф все равно придет, и налоговая свое извещение все равно отправит, но не Вам. А вот кому — на этом стоит остановиться поподробнее…
Одна моя сотрудница живет на территории военного городка. Забор, КПП — все как положено. В гости сходить не реально. Может, по этой причине, а может по какой иной, но извещения из налоговой и штрафы туда решительно не доходят. Что очень благотворно сказывается на материальном уровне людей, там проживающих.
А другой мой знакомый переоформил авто на бабушку, живущую в деревне во Владимирской области. Сделал он это после оплаты очередного транспортного налога, выраженного суммой, соизмеримой с поездкой с семьей куда-нибудь на Красное море на недельку. Машина — старый американский джип, с двигателем 5,7 литра. Естественно, об оплате поборов, приходящих по почте, сразу забыл.
Так вот, автомобиль имеет смысл поставить на учет на человека, который ведет достаточно уединенную жизнь, никуда не ездит и государственные границы не пересекает. Бабушка в деревне идеально для этого подходит. Естественно, только при том условии, что у Вас с родственниками нормальные, а не формальные родственные отношения.
Второй вариант — ставим авто на учет на человека, проживающего в месте, затрудняющем его контакт с представителями власти. Военный городок, оленеводческое стойбище — вариантов масса, только подходить к вопросу стоит творчески.
Знаком еще и с третьим вариантом: постановка машины на учет на иностранца. У многих из нас после развала СССР осталась родня или близкие друзья за границей. Украина, Белоруссия, Казахстан — это не принципиально. Важно иное — они в России иностранцы. Так вот, приезжает такой иностранец, официально регистрируется у Вас же в квартире, покупает машину, ставит ее на учет, выписывает доверенность и все. Уезжает. Дело можно считать сделанным. Для налоговых органов, ГАИ и судебных приставов контактное лицо — он, а не Вы, хоть машина находится фактически у Вас в распоряжении.
Сразу хочу развенчать несколько мифов.
За границу не выпустят, если есть неоплаченный штраф. Это не так, точнее, не совсем так. В так называемые стоп-листы попадает менее 0,05 процента должников. И точно — не только за неоплаченные штрафы. Вероятность можете посчитать сами.
За неоплаченные штрафы и транспортный налог могут отобрать машину. Это вообще очевидная ложь, так как основной принцип соразмерности никто пока еще не отменял. Нельзя за долг в 10000 рублей отобрать имущество стоимостью в миллион, ибо это прямо противоречит всему федеральному законодательству.
При наличии неоплаченных штрафов будут большие сложности при прохождении техосмотра. Это тоже не совсем так, но останавливаться на незаконных действиях сотрудников милиции (полиции) не буду, так как обязательный техосмотр для транспортных средств массой менее 3,5 тонн сейчас отменен.
Вот и получается, что во владении автомобилем по доверенности, как сами видите, плюсов все равно больше, чем минусов. Так что не сбрасывайте со счетов такую возможность, а всего лишь при ее реализации подходите к вопросу осмотрительно и творчески!