Удивляться тут, честно говоря, нечему. Очень может быть, что впереди нас ждет очередное великое открытие британских ученых, которые установят, что вековая традиция быть юридически привязанным к месту жительства у нас, россиян, заложена в генетическом коде.
Начало этой славной традиции заложено Петром Первым. Российское государство крайне нуждалось в контроле и удержании на местах крепостных, в пополнении армии рекрутами. Мы привычно связываем крепостное право с обездоленным и бесправным крестьянством. Однако даже дворяне в 17 веке — и те были крепостными. С 15-летнего возраста дворянин обязан был служить на военной службе. Либо на гражданской — если хил был и немощен. Правда, Петр Первый, как говорится, закрутил гайки, и в его царствование кабала стала просто невыносимой. В те времена благодаря прогрессивному царю-батюшке была заложена система в России, направленная на решение важнейших государственных задач. Это и сбор подушных податей, и получение образованных специалистов путем направления их за границу, защита страны от врагов, недопущение бунта со стороны обездоленных. Ну какая система в России на тот момент могла наиболее полно соответствовать решению государственных задач, как не паспортная? Она и стала мощным фундаментом строения государственной жизни на последующие века.
Так что дурная привычка государства решать свои задачи за счет личности, ее интересов и свободы — изобретение не сегодняшнего дня. И даже — не сталинского времени. Это — наше наследование того векового уклада жизни, который, с одной стороны, позволил выстоять государству и стать великим, а с другой — не позволял рассматривать личность как нечто, заслуживающее внимания.
В 1762 году Петр III за полгода своего царства успел раскрепостить дворян. Последние не возражали. Воспользовавшись даром свободы, они занялись тем, к чему лежала душа — кто-то остался служить, кто-то стал писать стихи или прожигать жизнь в кутежах, а то и вовсе уехал за границу.
Историческое значение года 1861-го общеизвестно. Текущий, 2011 год, отмечается как 150-летие отмены крепостного права. В-общем, 150 лет свободы. С одной стороны — великое событие. С другой — следует понимать, что в истории не бывает периодов только черных и только белых. Поэтому общественнное устройство России периода крепостничества не стоит представлять исключительно как восточную деспотию с ничем не сдерживаемой, полностью бесконтрольной властью. Подобно тому, как расхожее понятие «демократия» не исчерпывается представлением о реальной власти народа. Так, до прихода к власти Петра I, до конца XVII века, в России существовали земские соборы. Примечательно, что и в смутные времена власть понимала необходимость как-то ограничивать себя, принимала соответствующие законы. Простые люди, когда терпение заканчивалось, требовали от власти не только более сытой жизни, но и необходимости считаться с их правами. А где есть право, там есть свобода. Поэтому нельзя утверждать, что тяга к рабскому положению у россиян в крови. У россиян в крови все — и путы крепостничества, и многочисленные попытки их сбросить. Думаю, о последнем стоит помнить особо. Раб, сознающий, что оковы — это то, от чего необходимо избавиться, уже не раб.
На протяжении последующих столетий сложившаяся система учета и контроля за населением всячески шлифовалась и совершенствовалась. Увы, не в либеральную сторону. Справедливости ради отмечу, что был в нашей истории момент, когда население обрело полную свободу, обрело право решать — получать паспорт или нет, а также лишилось ограничений на свободу передвижения по таким критериям, как национальность, род занятий, имущественное положение. И такая свобода пришла, как не странно это звучит, со стороны большевиков, отменивших после революции паспортную систему, а также ограничения на передвижение населения.
Такое счастье длилось довольно длительный период — до 1932 года. Но тут вовремя обнаруженная большевиками угроза со стороны подлой контрреволюции и сплотившихся врагов народа вынудила их срочно ввести единую паспортную систему и прописку, что, собственно, и означало переход к репрессивной системе тотального учета населения.
Что было дальше, известно всем. На укрепление тоталитарного режима было направлено принятое в 1932 году ЦИК и СНК СССР постановление «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов». Так был осуществлен переход к репрессивной системе учета и контроля населения — прописка. Ее содержание раскрывалось в паспортном режиме и регистрации. Это постановление стало толчком к переходу к командно-административным механизмам решения экономических проблем и руководства страной на многие десятилетия вперед.
События трех-четырехдесятилетней давности и вовсе ни для кого не тайна.
Итак, прописка. Без нее на работу не примут. Если примут — руководитель будет нести ответственность в административном порядке. Нет прописки — нет права проживать там, где живешь. Есть в квартире прописка, значит, есть право на эту квартиру. В поликлинику без прописки — не сунешься. В-общем, жить без прописки было недопустимо, она имела правоустанавливающее значение для любых действий гражданина. Была одной из самых святых обязанностей гражданина.
С того времени многое изменилось.
Действующая
В частности, была отменена прописка. Изменена сущность регистрации по месту жительства. Законодатель официально признал, что связывать наличие либо отсутствие прав (любых) с регистрацией — неправомерно. Это — теоретически.
На практике регистрация по месту жительства — одно из самых противоречивых не то прав, не то обязанностей.
Противоречивых, поскольку сразу даже и не скажешь, право это или обязанность — абсолютная необходимость регистрации по месту жительства (временного проживания) всех — граждан и неграждан, мужчин и женщин, новорожденных и долгожителей, дееспособных и не очень. А решение этого вопроса принципиально. До сих пор слишком уж во многом зависит получение наиважнейших жизненных благ от ее наличия или отсутствия.
Если это право, осуществляться оно может исключительно по желанию: хочу — регистрируюсь, не хочу — и не буду. Так вот, если регистрация по месту жительства — это право, то почему имеет место быть ст. 19.15 КоАП РФ, установившая ответственность за проживание без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, равно как и за допущение проживания в занимаемом гражданином или в принадлежащем ему помещении лиц, не имеющих регистрации?
Значит, логично предположить, что это все же обязанность. Тогда как понять положения
А необходимость регистрации как рассматривалась чиновниками разных мастей как обязательное условие допуска к различным благам, так и рассматривается. Попробуйте записать ребенка в школу или обратиться в любую поликлинику не по месту регистрации. Там и понятия не имеют, что прописка уже около 20 лет отменена.
Однако практика показывает, что институт учета граждан, несмотря ни на что, упрощается и становится демократичнее.
Так, принятые недавно изменения Правил регистрации граждан по месту жительства вроде бы действительно упростили условия и порядок регистрации, сделали ее уведомительной. Однако ответственность за проживание без регистрации осталась по-прежнему. К тому же, никаким правовым актом психологию человека в одночасье не изменишь. И мы долго еще будем связывать возможность осуществления своих прав с заветным штампиком в паспорте.