Может ли власть откупиться от революций?

Реклама
Грандмастер

Начнём с того, что в Основном законе страны (который является законом прямого действия) — в Конституции России — сказано: «…единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ». Так записано в 1-й части 3-й статьи Конституции Р Ф.

Хорошо ли быть источником? Вот корова является источником молока. Много ли она имеет за своё молоко? Ну да, воду для питья, охапку сена, место в стойле…

Лично мне больше импонирует вторая часть упомянутой статьи, где говорится, что «народ осуществляет свою власть непосредственно». Можно вертеть это «непосредственно» и так и сяк… В Конституции Р Ф указано: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».

Реклама
Но это высшим; что же является не высшим выражением, а каким-нибудь обычным, среднего уровня?

Может быть, народная революция? Однако про неё в нашей Конституции ничего не написано. Остаётся лишь теряться в догадках: можно делать революцию или нельзя?

Вот в части 5 статьи 29 Конституции Р Ф прямо сказано: «Цензура запрещается». И цензуры в России нет. К примеру, ни на одном из трёх российских государственных телеканалов цензуры нет, ведь правда? А что революция запрещается — об этом в нашей Конституции не сказано. Да и ни в одном российском законе прямого воспрещения революций не сыщешь. Что не запрещено, то, как известно, разрешено.

По данным опроса, проведённого Фондом общественного мнения в феврале 2011 года, почти половина респондентов (49 процентов) недовольна происходящими в России событиями и готова лично участвовать в протестных акциях. По сравнению с декабрём 2010 года число недовольных выросло на 17%. При этом наибольшее недовольство вызывает

Реклама
повышение цен на продукты питания. В опросе приняли участие по репрезентативной выборке 1500 человек из ста населённых пунктов страны.

Такие результаты явно не попадают в статистическую ошибку. Значит, налицо резкий рост протестных настроений, когда количество переходит в новое качество.

Принципиально в государстве и обществе возможны четыре варианта, которые проще всего обозначить следующим образом:

есть свобода и есть материальные блага («колбаса») для населения;
есть свобода, нет «колбасы»;
нет свободы, есть «колбаса»;
нет свободы и нет «колбасы».

Революции возникают при последнем четвёртом варианте, когда отбирают всё и, кроме своих цепей, населению нечего терять. Может ли власть откупиться от революции с помощью «колбасы» и таким образом сохранить саму себя? История застойных нулевых лет в России говорит о том, что

Реклама
да, может, если имеются в наличии соответствующие финансовые ресурсы. Нынешнее же десятилетие покажет, как долго можно откупаться от революционного поветрия, не дав свободу.

Казалось бы, при сегодняшней цене на нефть в 100 долларов (и выше) за баррель российская власть может чувствовать себя уверенно и не беспокоиться за своё будущее. Власть считает, что любое массовое недовольство удастся залить нефтедолларами. Однако когда гром грянет, откупаться от революции будет поздно. Надо принимать меры заблаговременно, как это сделал, например, правитель Кувейта его Величество эмир ас-Сабах. Увидев всплеск революций в арабском мире в начале 2011 года, эмир ас-Сабах вдвое повысил зарплату бюджетникам, увеличил стипендии студентам до 700 долларов (для женатых до 1200), освободил всех граждан Кувейта от платы за воду, электричество и телефонную связь. А в честь пятилетия своего правления пожаловал подданным по тысяче кувейтских динаров (3500 долларов США) каждому и право получать бесплатную еду на протяжении 14 месяцев. Мудрый человек эмир ас-Сабах, взял да и перенёс кувейтцев в светлое будущее; не то что некоторые

Впрочем, не всё в этом мире покупается и продаётся. Когда у большинства людей в стране нет возможности для самореализации, революция становится неизбежной. Логика её успеха заключается, в частности, и в том, что одна ошибка действующей власти тянет за собой другую, и потом они действуют синергично.

Реклама