Теракт — это тест на способность (или неспособность) государства и граждан (в миниатюре) реагировать и сплачиваться, сознавая опасность случившегося перед возможной более глобальной угрозой. Что делать — вопрос для каждого в отдельности.
Нельзя перекладывать ответственность на государство или спецслужбы. У нас многие недовольные чем-нибудь в сердцах или в порыве злости не выбирают выражений, а кто-то и способов. Ломать — не строить. Жестокость царит в различных проявлениях. Озлобленный не хочет успокоить другого, он хочет еще большей озлобленности. Какой предмет в школе помогает стать добрым? Закона Божьего у нас не преподают повсеместно (за исключением небольшого количества церковно-приходских школ). Безбожником движет лишь страх перед земными судьями. Бесстрашие заменяется часто изменяющими личностные характеристики воздействиями (деньги, наркотики, плохое воспитание, неспособность найти свое место в обществе, нежелание вообще жить в обществе как таковом).
Безволие исполнителей и безрассудство идеологов или организаторов в любом проявлении разрушительно и не всегда предсказуемо по форме воздействия на окружающих. Мы лишь способны замечать крайние формы очумелости, причем только тогда, когда это касается других. Большинство или не признается или старается не замечать никакой критики по отношению к самому себе.
Я пишу под впечатлением… Сегодня мы все под впечатлением от случившегося 24 января в аэропорту «Домодедово». Но подчас наши будни складываются из неприметных, но знаковых впечатлений.
Моя супруга, красивая, модная, молодая женщина, идя утром на работу услышала «комплимент» от встречной женщины, видимо чем-то расстроенной или недовольной своей жизнью. «Сука» — сказала она, повергнув в шок мою жену. Кажущаяся беспричинность подобного явления у обычного человека вызывает сомнение в здоровой психике этой женщины, хотя найдутся и с ней солидарные. Такие всегда чем-то недовольны и ищут единомышленников.
Именно так некоторые люди, используя крайние проявления ненависти, озлобленности и безрассудства, стремятся уравновесить свое психическое состояние до комфортного уровня посредством унижения достоинства кого-либо или жестокости. В обществе безыдейных потребителей жестокость всегда будет иметь место и, что самое печальное — в своих крайних проявлениях.
Бесспорно, случившееся в аэропорту «Домодедово» — вопиющий факт проявления именно такой крайней жестокости. Неспособность идеологов и сценаристов заявить о себе цивилизованным способом. Желание утрамбовать поглубже, затоптать и без того хрупкое право человечества жить и созидать…