Что за произведения и кто их автор — тайна за семью печатями. Неизвестные авторы заявлений в местные РОВД не подавали, в суд не обращались. Возможно, они и не подозревают, что вокруг их творений клубится очередной скандал. Я предположил это потому, что будь наоборот — мало кто из музыкантов упустил бы такой стопроцентный шанс привлечь внимание публики. Но вот — пока не пользуются возможностью.
Ситуация парадоксальная: автор неизвестен, владельцы соцсети утверждают, что скачать у них вообще ничего нельзя, разве что прослушать. Тем не менее, гражданину России предъявлены вполне конкретные обвинения в том, что с его легкой руки кто-то что-то скачал 200 тысяч раз, в результате чего какие-то правообладатели понесли убыток свыше 100 тысяч рублей. По рублю за два скачивания (прослушивания) получается.
Как же так? Кто же защищает права безвестных мастеров скрипичного ключа? В том-то и дело, никто о мастерах не заботится, и права их никого не интересуют. Правоохранительные органы раскручивают дело не по жалобе автора, а с подачи так называемого правообладателя, пекущегося не об авторском праве, а о своих меркантильных интересах.
Таковым в конфликте выступает компания «Никитин», фирма грамзаписи, успешно тиражирующая диски уже на протяжении десяти лет. Свою официальную позицию в конфликте никитинцы обозначили в заявлении от 20 января 2011 года, вывешенном на их сайте.
На первый взгляд позиция благородна и непоколебима. Юристы компании «зафиксировали» появление каких-то композиций на страницах социальной сети. Обратились к ее владельцам, но те их, мягко говоря — проигнорировали. После этого деваться совсем уж некуда — обратились в органы, которые «выявили ряд пользователей», а также определили одного козла отпущения, которого и собираются «привлекать».
«Разве не каждый артист (автор) достоин вознаграждения за свой труд, если он востребован, и разве не каждый гражданин должен соблюдать закон?
Увы, действия фирмы грамзаписи вполне законны. В строгом соответствии с действующим законодательством и сложившимся порядком, авторское право можно приобрести, словно овощи на базаре. На этой особенности, собственно, построен весь музыкальный бизнес. Авторы в нем — просто наемные рабочие, а то, что они создают, дельцы покупают, продают, дарят и оставляют в наследство своим детишкам, чтобы в будущем им жилось безбедно.
Если прочитать размещенный на сайте компании «Никитин» документ внимательно, то истинные мотивы, слегка прикрытые наигранной заботой о секретных (
По заверениям авторов, «позиции» их потери от размещения музыки в Сети минимальны. «Основной нашей целью является не возмещение ущерба, который оценен в данном случае, исходя из мизерных доходов, получаемых правообладателями от использования музыки в Интернете». Наверняка никто из никитинцев не стал бы обращать ни малейшего внимания на подобные нарушения, не окажись музыка на страницах раскрученной социалки.
Что им действительно не дает покоя — это упущенная выгода, доходы, получаемые владельцами социальной сети. По мнению фирмы грамзаписи, владельцы ресурсов, на которых пользователи теоретически могут «вывесить» композиции, должны прекратить прятаться за пользовательскими соглашениями и начать «цивилизованно» отстегивать никитинцам за размещение музыки.
Ну, а пока бесчестные хозяева ресурса не одумаются, сами правообладатели «цивилизованно» тащат в тюрьму пользователя, не получившего ни копейки выгоды, обвиняя его в ущербе, самой компанией признанного мизерным.
«Паны дерутся — у холопов чубы трещат». Изменилось ли что-либо в нашем высокотехнологичном обществе с тех времен, когда родилась эта поговорка? Имеет ли право на жизнь порядок, делающий законными подобные безобразия?