А что, учить больше не на чем? Да дать реальный пулемёт, патронов побольше — и пускай палят! Может, научатся. Когда-нибудь.
Но давайте рассмотрим всё по порядку.
Все знают, зачем нужен пулемёт. Чтобы быстро пострелять много врагов. Ну, или в единственного быстро двигающегося врага выпустить сразу столько пуль, что ему дальше передвигаться… тяжко станет. Обезвредить, в общем.
А как же научить человека обращаться с этой опасной стреляющей машиной? Понятно, прочитать краткую лекцию, показать как целиться, открывать стрельбу, чистить… А дальше?
Сделали мишени, поставили на заданном расстоянии пулемёт, зарядили патронами и начали бабахать. Потом дырки в мишенях посчитали. Я понимаю, что напоминаю вам капитана «Очевидность» и рассказываю такое, что все уже и так знают.
Ага, а теперь подскажите, как, например, летчика-истребителя учить сбивать быстроходные вражеские самолёты прямо в небе? Когда никаких электронных тренажёров даже в фантастических романах нет? Например, в Первую мировую войну, когда и начались первые воздушные бои.
Первыми, кто придумал, как выйти из такого затруднительного положения, были англичане. Умудрились они «и воздушного стрелка научить, и самолёты целы были, и патронов поменьше затратить» очень оригинальным образом.
Талантливые конструкторы из фирмы Thornton-Pickard сконструировали этакий гибрид популярного в те времена американского пулемёта Льюиса и кинокамеры. Назвали Thornton Pickard, Mark III Hythe Machine Gun Camera. Переводить, надеюсь, не надо. Или все же… Автоматическая оружейная камера на основе механизма Mark III, изготовленная фирмой Thornton-Pickard. Поставили на учебные самолёты, и гонялись друг за другом быстрые «ястребки», «паля» друг в друга из такого игрушечного орудия, пока патроны (пардон, киноплёнка) не кончалась. Дальше всё просто — плёнка проявлялась. А потом начиналось самое интересное — разбор полётов и выяснения, кто таки круче.
Устройство то было действительно шедевром. Для того времени, естественно.
Пришлось решить несколько очень сложных конструкторских задач.
1. Масса и балансировка такого «видеорегистратора» должна примерно совпадать с массой и балансировкой оригинального пулемёта.
2. Дальнобойная узконаправленная оптика должна фиксировать чёткую картинку примерно на той дальности, где пуля, выпущенная из такого пулемёта, способна нанести существенный ущерб.
3. Изделие должно выдерживать вибрацию, перегрузки, перепады температур.
4. Конструкция должна быть очень проста и очень надёжна. Обучение пользованию и обслуживание этого «девайса» должно быть минимальным. Для военных, короче.
И ведь сделали же! Получилось. И ещё как получилось!
Было это в 1915-м году. Оригинальная стреляющая киномашина настолько понравилась английским военным, что её снабдили автоматикой, которая включала камеру во время нажатия гашетки пулемёта, и стали ставить на боевые истребители. Как видеорегистратор, выражаясь современным языком.
Дальше — больше. В 1930 году большинство истребителей королевских ВВС были оснащены такими «видеорегистраторами». Именно благодаря им мы сегодня можем наблюдать воздушные бои времён Второй мировой. Ведь взять в одноместную кабину истребителя кинооператора с тогдашней громоздкой аппаратурой было бы очень затруднительно. Да и не взлетел бы тогдашней самолёт с такой-то нагрузкой…
Потом мода на такую «видеорегистрацию» перешагнула с британского острова на материк. Франция. Германия. Японцы перед второй мировой войной сделали нечто подобное. Есть сведения, что подобные кинопулемёты применялись и в советской военной авиации. И тут мы даже шли впереди планеты всей. В советские учебные фотопулемёты встраивались ещё и точные хронометры, которые включались на всех самолётах, участвующих в учебном бою, одновременно. Метки этих хронометров позволяли определить, кто поразил цель первым, кто победил в учебном бою.
Конечно, сейчас всё это вызывает улыбку. Видеорегистраторы стали компактно-микроскопичны. Летчики, да и вообще стрелки учатся мастерству на компьютерных тренажерах, полностью имитирующих реальное оружие с его специфическими эффектами: звуком, отдачей
И всё-таки… Интересно ведь вспомнить, как всё начиналось.