Нет в нашей жизни ни одного дня, когда бы мы не слышали в СМИ о коррупции в России и о борьбе с нею. Вот одно из последних сообщений: «…на заседании президентского Совета по противодействию коррупции Александр Бастрыкин, и.о. председателя Следственного комитета РФ, сообщил, что за прошедший год к ответственности за преступления коррупционной направленности привлечены почти 6 тысяч чиновников. Почти 34% из них — это сотрудники правоохранительных и следственных органов. Второе место занимают Вооруженные силы, где почти 15% коррумпированных чиновников…» В другом сообщении тот же господин Бастрыкин говорит: «Наша практика показывает, что сегодня никакие реальные сроки лишения свободы, тюрьма коррупционеров, взяточников и всех остальных лихоимцев уже не пугает».
Из истории мы знаем, что взяточничество, мздоимство в большей или меньшей степени в России было всегда, начиная с момента становления государства. И боролись с этим злом разными методами — секли кнутом, сажали в темницы, четвертовали, колесовали. Но борьба не давала ожидаемых результатов. Не случайно такие известные русские писатели, как Н. В. Гоголь, А. С. Грибоедов, М.Е. Салтыков-Щедрин освещали в своих произведениях тему взяточничества и чинопоклонства. Вспомним хотя бы бессмертную комедию «Ревизор»! Н. В. Гоголь писал, что «бесчестное дело брать взятки сделалось необходимостью и потребностью даже для таких людей, которые не рождены быть бесчестными».
Немало в русском языке и пословиц на тему о взятках: «Судьям то и полезно, что в карман полезло»; «Всяк подьячий любит калач горячий.» «В суд ногой — в карман рукой»; «Земля любит навоз, лошадь овес, а воевода принос»; «Глаза золотом запорошат — ничего не увидишь»; «Дари судью, так не посадит в тюрьму»; «Закон — что дышло, куда повернешь, туда и вышло», и многие другие.
У писателя Н. С. Лескова есть небольшая повесть «Однодум», думаю, что большинство её читало. Автор поведал историю об удивительном человеке Александре Рыжове, родившемся и прожившем всю свою жизнь в уездном городке Солигаличе Костромской губернии, который в конце своей службы в должности квартального был награжден Владимирским крестом, дарующим дворянство. Получил Рыжов сию награду за то, что оказался единственным в России чиновником, совершенно не бравшим взяток, потому слывшим чудаком, чем поразил костромского губернатора Ланского Сергея Степановича, проводившего ревизию. Квартальный тогда получал жалования всего 10 руб в месяц, и, как пишет Лесков — «На это четвертая особа в государстве должна была прилично содержать себя и свою семью, а как это невозможно, то каждый квартальный „донимал“ с тех, которые обращались к нему за чем-нибудь „по касающемуся делу“. Без этого „донимания“ невозможно было обходиться, и даже сами вольтерианцы против этого не восставали. О „неберущем“ квартальном никто и не думал, и потому если все квартальные брали, то должен был брать и Рыжов. Само начальство не могло желать и терпеть, чтобы он портил служебную линию». А он все же не брал!
В советское время о коррупции говорилось мало; конечно, она была, но не в таком махровом виде, как теперь. Крупные советские чиновники жили на всем казенном — жилье, мебель, машина, дача, прислуга, потому своим местом сильно дорожили, взятки брать боялись. (Вспомните роман А. Бека «Новое назначение» или эпизоды с актрисой Волковой в фильме «Небеса обетованные»). Оказание разного рода услуг, продвижение по службе шло по принципу «ты мне — я тебе» — помните, был с таким названием кинофильм (с Куравлевым в главной роли). Более всего взяточничеству была подвержена сфера торговли, особенно в период дефицита нужные вещи приобретались «по блату».
Но с середины 80-х годов, с приходом к власти так называемых демократов и обретением свободы, более напоминающей анархию, взяточничество, коррупция охватила все слои общества и тем самым стала угрожать нормальному развитию государства. И что самое печальное — более всего это явление охватило верхние эшелоны. У людей возникает вопрос, почему правительство не находит действенных мер против оголтелых взяточников? Ответ напрашивается такой — может быть ему это и не надо? Ведутся непрерывные разговоры, создаются комитеты и комиссии, а «Васька слушает, да ест».
Недавно мне подарили книгу писателя Геры Фотича «Генералы песчаных карьер» . Имеются в виду не карьеры по добыче песка, а служебные карьеры. Гера Фотич — псевдоним. Подлинное имя автора мне хорошо известно, я даже немного с ним знакома. До недавнего времени я знала, что он служит в органах МВД, то ли полковник, то ли подполковник. Теперь он вышел в отставку. И вот книга, которая потрясла меня до глубины души. Человек пишет о коррупции в органах МВД, зная досконально эту «кухню» изнутри, не понаслышке. После прочтения книги становится страшно — в какой стране мы живем? И уже не верится, что можно когда-нибудь победить этого монстра — коррупцию. Я приведу из книги Фотича несколько выдержек. Сначала — про возможности уголовного розыска получать «левые доходы»: «Уголовный розыск всегда отличался сплочённостью потому, что там нечего было делить, кроме проблем и забот. Теперь есть что делить! Деньги высасывают отовсюду. Возврат угонных машин. Крышевание игорных мошенников. Прикрытие сутенёрских проституток. Сбор дани с гастарбайтеров. По заказу прессуют конкурентов».
Далее — про использование труда заключенных в колониях: «Зоны уже давно превратились в Клондайк для обогащения руководителей высшего звена, которые организовывают там мебельные производства, швейные фабрики, сувенирные мастерские. Производя все за копейки, а продавая на рынке наравне с другими товарами. Да и налоги не платят». Много в книге говорится и о продаже должностей, на которых можно обогащаться за счет взяток.
И вот главный герой произведения размышляет о том, почему коррупция в России непобедима: «Только на совещаниях силовиков в Москве периодически звучала тема борьбы скоррупцией. На самом деле все понимали, что борьбы с ней быть не может исходя из самой ее сути. Поскольку для этого надо, чтобы каждый руководитель посадил себя в тюрьму, назначил себе срок и конфисковал свое имущество, в большинстве своём нажитое преступным путем, а затем принялся за своих родственников. А поскольку этого никогда не будет, то нужно делать вид и жертвовать наиболее заевшимися или ставшими неугодными членамии круговой поруки».
В последних выступлениях президента говорится о том, что надо проверять налоговые декларации чиновников. Но ведь любому здравомыслящему человеку понятно, что вместе с декларацией о доходах надо смотреть и декларацию о расходах, не закрывать глаза на то, какой собственностью обладает тот или иной нувориш, или чиновник, менеджер среднего звена, который при годовой зарплате в $ 100 тыс. ездит на автомобиле стоимостью в $ 400 тыс., и живет в 3-х этажном особняке стоимостью в два-три миллиона долларов. Но так как самыми богатыми в стране являются наши законодатели, вероятность принятия эффективных мер против коррупции маловероятна, не хотят они резать свою курочку, «несущую золотые яйца».
Закончу строчками из стихотворения Андрея Дементьева:
Вчерашние клерки пробились во власть
Дремучие неучи стали элитой
Теперь не властители дум знамениты,
А те, кто Россию сумел обокрасть.