Подробно деятельность прессы, радио и телевидения регламентируется федеральным законом «О средствах массовой информации». Он был подписан президентом Б. Ельциным 27 декабря 1991 года. Действует этот нормативный акт и поныне. Столь длительный для современной России срок действия закона свидетельствует, в определённой мере, о его качестве.
В соответствии с этим законом под СМИ
Профессия журналиста — одна из самых опасных во всём мире и обычно ставится на третье место после полицейских и шахтёров. Особенно опасна работа журналистов в горячих точках и в тех странах, где государственные институты находятся в процессе трансформации, а законы не исполняются. Сегодня в число таких стран попадает и Россия. Фактически не применяется 144-я статья Уголовного кодекса РФ (УК РФ) о наказании за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов. А ведь в этой статье сформулировано основополагающее требование: запрет принуждать журналистов к распространению либо к отказу от распространения информации. Причём если такое запретное деяние совершается с использованием служебного положения, то предусмотрено лишение свободы на срок до двух лет.
Можно всю свою журналистскую жизнь писать про сад и огород, либо об аквариумных рыбках, но даже это не даёт абсолютной гарантии безопасности. Рыбки, конечно, на вас не обидятся, однако чьи-то коммерческие интересы вольно или невольно можно задеть.
В периоды застоя и политической реакции СМИ, вероятно, из чувства самосохранения ведут себя весьма осторожно. Когда является ветер перемен, возникает масса новых изданий, а солидные консервативные бренды меняют свою редакционную политику, она становится острее. При этом в публикациях возникают неизбежные ошибки и неточности. Тогда же увеличивается количество судебных дел по 152-й статье Гражданского кодекса РФ (ГК РФ)
Некоторые особо недовольные граждане предпочитают использовать для отстаивания своего доброго имени уголовное законодательство. Статья 129 (Клевета) и статья 130 (Оскорбление) УК РФ вполне это допускают.
Ещё одна тенденция — это использование арбитражного законодательства для борьбы за справедливость. Разумеется, в этом случае иск можно вчинить лишь юридическому лицу. Самым известным примером здесь является многомиллионный выигранный иск, который в 2004-м году «Альфа-банк» вчинил газете «Коммерсант» за статью «Банковский кризис вышел на улицы». Эту публикацию в «Коммерсанте» подконтрольный Михаилу Фридману Альфа-банк посчитал нарушением 51-й статьи закона РФ «О СМИ», которая запрещает фальсификацию общественно значимых сведений и распространение слухов под видом достоверных сообщений. В конечном счёте, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил взыскать тридцать (!) миллионов рублей в возмещение нематериального вреда с ЗАО «Коммерсантъ» в пользу ОАО «Альфа-Банк».
Столкновение известных брендов не выгодно каждому из них. Однако в данном случае газета «Коммерсант», хотя и понесла существенные материальные потери, но получила за счёт скандала дополнительную рекламу. Как же, даже небольшая статья в «Коммерсанте» может причинить громадный вред крупнейшему банку!
Помимо перечисленных выше законов, следует упомянуть ряд статей
Не стоит забывать и о главе 70 ГК РФ, где речь идёт об авторском праве, и о 146-й статье в УК РФ (Нарушение авторских и смежных прав). Важно отметить, что авторское право на произведение возникает с момента его создания. Под созданием литературного произведения имеется в виду его написание; для возникновения авторского права обнародование произведения не требуется.
Разумеется, деятельность СМИ регулируется также большим числом других федеральных законов и целым рядом подзаконных актов. Назову лишь некоторые из них:
— Трудовой кодекс РФ;
— Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»;
— Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
— Постановление
Как утверждают юристы, существует более восьмисот законодательных актов, прямо или косвенно регламентирующих деятельность СМИ и журналистов в России. При этом принятие нормативных правовых актов, касающихся СМИ, относится исключительно к компетенции законодателя федерального уровня.