Обычный законопослушный гражданин должен знать закон и подчиняться его требованиям. Знать постановления пленумов Верховного Суда гражданин не обязан. Однако руководящие разъяснения Пленума Верховного
Законодателей выбирают на парламентских выборах, президента на президентских, а верховных судей народ не выбирал. С какой стати эта когорта обладателей чёрных мантий присвоила себе право распоряжаться судьбой социума и устанавливать правила бытия в виде собственных постановлений? Такое впечатление, что они с радостью уселись обществу на шею, учуяв шанс устроиться там комфортно.
В сегодняшней России имеется достаточно много неправовых законов. Надо добиваться их отмены. Механизм действия понятен: этим должен заниматься Конституционный суд по заявлениям заинтересованных граждан. Если закон не соответствует конституции, то он должен быть признан неправовым и отменён. А кто отменит неправовые постановления пленумов Верховного Суда? Сам Верховный Суд? Чёй-то не верится, поскольку движения типа «лягушки за осушение болот» вряд ли имеют перспективу.
И ещё. Все разговоры о необходимости судебной реформы останутся лишь разговорами до тех пор, пока российские судьи подчиняются председателям соответствующих судов в большей степени, чем закону. Вертикаль власти пагубна для правосудия. Безграничная власть председателей судов всех уровней и таит в себе самое большое процессуальное мошенничество.
Можно сколь угодно долго толковать о том, что свобода лучше несвободы, заявлять о власти закона и призывать Россию идти вперёд, но… Но ничего не изменится, пока не произойдёт интеллектуальный апгрейд самих институтов власти.
* * *
Никто не будет спорить с тем, что качество правосудия влияет на общественное сознание. Существующая ныне судебная система плодит тысячи недовольных. Количество, как известно, рано или поздно переходит в качество. Когда и где появится новый «Потёмкин» с новым лейтенантом Шмидтом, не знает никто. Одно очевидно — система сама напрашивается. Вопрос лишь в том: «Потёмкин» или сразу «Аврора»?
А может быть, тут больше подходят практики Вуду, и надо изготовить фигурку российского правосудия, а потом тыкать в неё иголками, произнося сакральные заклинания?! Только непонятно, как изобразить наше замечательное правосудие: оно стоит на коленях или в dog’s position?
А сами судьи? В позднем Советском Союзе их избирали, и были они, якобы, народными; должны были отчитываться на собраниях избирателей; разумеется, то была имитация, но всё же… А теперь? Что за компания из толстых тёток бальзаковского возраста с редким вкраплением желчных лысоватых дядек! Ради чего создан сей ареопаг в современной России?
Я не знаю, что случится дальше. Я не знаю, чего больше в сегодняшней ситуации: то ли это закат правосудия, после чего ему наступит окончательный бишкек, то ли это смутное предчувствие позитивных перемен. Но кое-что я всё-таки знаю. Знаю, что смелость и независимость явно не входят в число качеств большинства российских судей. Многие из них не мудры, не беспристрастны, не добры. Отечественное судейское сообщество исторгает из себя людей с нормальными человеческими проявлениями.
Нынешним российским судьям нужен свой Моисей и сорок лет времени. Лишь тогда процессуальное мошенничество служителей Фемиды перестанет быть реальностью.