Процессуальное мошенничество: выдумка или реальность? Часть 1

Реклама
Грандмастер

Сразу оговорюсь, что термин «процессуальное мошенничество» специфический и, скорее всего, внеправовой. Мошенничество (статья 159 УК РФ) — оно и есть мошенничество и не делится на всякие подвиды. Однако принято считать, что процессуальное мошенничество происходит, когда гражданин с помощью ложных утверждений обманывает судью, а судья своим решением причиняет ущерб проигравшей стороне. Ещё чаще под процессуальным мошенничеством подразумевают всевозможные судебные уловки, по сути незаконные и нарушающие права граждан.

Нередко грешат этим сами судьи. Например, подаёте вы исковое заявление по почте или через экспедицию суда. Неделя проходит, месяц, а в ответ тишина. Отпрашиваетесь на работе и идёте на приём к судье, который в советское время был народным, а теперь стал федеральным. К судье не попадаете, поскольку очередь к нему бесконечна, но к помощнику судьи или к секретарю пробиться всё же удаётся. Тут-то и выясняется, что заявление ваше было оставлено без движения, потому как в своём иске вы что-то не то сочинили. Естественно, что судья, прочитав ваши невнятные вирши, вынес определение, коим предоставил срок для исправления выявленных недостатков. Вроде бы всё по закону, да вот одна загвоздка: определение это до вас по почте не дошло, а срок для исправления недочётов уже истёк.

Реклама

Что сделал судья после этого? Ясное дело: раз вы не уложились в разумный срок, установленный судьёй, то иск ваш замечательный считается «неподанным и возвращается заявителю со всеми приложенными к нему документами». Так дословно сказано в части 2 статьи 136 ГПК РФ, то бишь в Гражданском процессуальном кодексе России. Только закон и ничего личного. Но вы, главное, не волнуйтесь — право обратиться с иском к тому же ответчику, по тем же основаниям и о том же предмете у вас остаётся, а бумажки ваши эдак через месяц почтальон принесёт. И будет там даже определение судьи, который раньше был народным, а нынче федеральный.

Описанный вариант является весьма распространённым и, можно сказать, самым примитивным. Используется для того, чтобы отделаться от малозначащих дел: а ну как отобьёт у истца охоту жаловаться в суд. Разумеется, если речь идёт о чём-то для вас суперважном, вы и второй раз подадите заявление. А там уж

Реклама
судья посмотрит…

Конечно, не все судьи ведут себя столь бесчестно. Но и их понять можно: дел — куча, времени мало, а тут пришёл какой-то городской сумасшедший и требует бог весть чего… Зачем с ним возиться и силы тратить? И так с утра и до ночи в присутственном месте сидеть приходится. С другой стороны, доходы у судьи приличные. В Москве зарплата федерального судьи составляет сто тысяч рублей в месяц — так сказала в одном из своих выступлений председатель Мосгорсуда Ольга Егорова. Кто ж добровольно с такой зарплаты уйдёт?

А если учесть, что подавляющее число судей — это привыкшие к стабильности дамы бальзаковского возраста, то неизвестно, кого больше жалеть. То ли граждан, стоящих в нескончаемой очереди за правосудием; то ли судейских дам, которых эта тётка с повязкой на глазах, весами в одной руке и мечом в другой уже просто достала.

Реклама

Любое мошенничество представляет собой сложную причинно-следственную цепочку. Начинается эта цепочка с обмана, то есть с сокрытия или искажения фактов. В описанном выше примере обман проявляется в виде бездействия суда при наличии правовой обязанности разъяснить заявителю (гражданину) его ошибки при подаче иска. И тогда чем эти действия суда отличаются от мошенничества?!

Какие ещё варианты процессуального мошенничества бывают и как ему противостоять — читайте во второй части статьи.

Реклама