Когда-то, когда я была совсем юной, то со свойственным юношеским максимализмом считала, что преступник должен понести наказание, соизмеримое с совершенным преступлением. Но после поняла, что никто не вправе лишить другого человека жизни — тем самым ты сам становишься преступником. Это как коллективный договор. Да, я с уверенностью могу сказать, что по крайней мере один из тех двоих, казненных в Беларуси в 2010 году никогда бы не исправился — человек, не умеющий даже читать, просто убивал старушек ради их скромных сбережений — я не могу назвать хотя бы одного представителя правоохранительных органов, который обладал бы полномочиями Бога. Увы, большинство белорусов не готовы к отмене смертной казни — это показывают и многочисленные опросы, и высказывания на форумах. Люди кровожадно жаждут возмездия. Возможно, их переубедил бы труд Альбера Камю «Размышления о гильотине», который когда-то совершенно случайно попал мне в руки. Знаменитый философ написал свой труд в далеком 1957 году.
«Незадолго до первой мировой войны некий убийца, чье преступление было на редкость зверским (он зарезал крестьянскую чету вместе с детьми), был приговорен к смертной казни в городе Алжире. Дело получило широкую огласку. Общее мнение сводилось к тому, что смерть под ножом гильотины слишком мягкое наказание для такого чудовища. Так думал, как мне говорили, и мой отец, которому убийство детей казалось особенно гнусным. он самолично хотел присутствовать при казни. Ему пришлось встать затемно, чтобы поспеть на место экзекуции на другой конец города вместе с огромной толпой. Но о том, что отец увидел в то утро, он не проронил ни слова — никому. Мать рассказывала: он с перекошенным лицом опрометью влетел в дом, бросился на кровать, тут же вскочил — и тут его вырвало. Ему открылась жуткая явь, таившаяся под личиной напыщенных формул приговора. Он не думал о зарезанных детях — перед глазами у него маячил дрожащий человек, которого сунули под нож и отрубили ему голову.»
Альбер Камю подчеркивал, что смертная казнь не может быть превентивной мерой для других преступников. Во-первых, последние случаи в Беларуси и Америке показывают, что казненные обладали очень незначительными умственными способностями. Если бы IQ американки Терезы был на два пункта ниже, ее бы признали невменяемой. Белорус, убивавший стариков, не закончил даже начальной школы, его семья всю жизнь промышляла всякого рода мошенничеством, он «всего лишь» немного преступил черту. А во-вторых, никто пока не доказал, что страх перед казнью остановил хотя бы одного преступника.
Кроме того, если в средневековье казнь носила публичный характер, то во времена Камю все делалось тихо. Равно как и сейчас. В Америке присутствие родственников и родных потерпевших на казни не исключается, в Беларуси же высшую меру делают тайно, даже не сообщив родственникам о месте захоронении трупов. Такую секретность Альбер Камю обосновывает тем, что исполнение приговора на глазах у широкой публики никак не будет наукой для других. Скорее, породит все больше противников казни — достаточно еще раз перечитать отрывок из эссе.
Но, пожалуй, главным аргументом «против» стоило бы назвать вероятность судебной ошибки. Нет такого человека, который может наверняка сказать о том, действительно ли преступник совершил тяжкое преступление. Для этого достаточно вспомнить громкое дело Андрея Чикатило. Никто не подозревал в скромном вежливом учителе, который любил захаживать на чаек в местную редакцию, маньяка. Скорее уж подумали на ранее судимого за убийство Александра Кравченко. В этот раз Кравченко был невиновен, но под давлением признался в убийстве. Его расстреляли. После приговор был отменен, но человека это не вернуло. Вторая косвенная жертва преступлений Чикатило по пьяни хвастался тем, что очередное убийство ребенка — его рук дело. На трезвую голову, испугавшись своих деклараций, человек повесился.
«Некоторым людям — их куда больше, чем обычно считают, — физически невыносимо знать, что такое на самом деле смертная казнь, и не иметь возможности помешать ее применению. Они на свой лад претерпевают ее, не нуждаясь ни в каком суде. Так пусть же они избавятся от гнусных кошмаров, которые их томят, — обществу это ничего не будет стоить. Но по большому счету этого недостаточно. Ни в человеческих сердцах, ни в обществе не воцарится постоянный мир, пока смертную казнь не объявят вне закона». Альбер Камю опередил своих соотечественников на четверть века — мораторий на смертную казнь во Франции был введен в 1981 году. Сколько еще ждать Беларуси и США?