Всеохватывающий контроль или конец частной жизни?

Реклама
Профессионал

Ушёл ли тотальный контроль над частной жизнью с отменой крепостного права? Вовсе нет. Человека легко закрепостить пропиской. Квартира — то место, в котором он проводит большую часть жизни, и то, что происходит в четырёх стенах, не является большим секретом.

В Скандинавии, особенно в Норвегии, население традиционно стремилось жить на фермах, разделенных большими расстояниями. Такой образ жизни сделал скандинавов ярко выраженными индивидуалистами, умеющими и стремящимися жить в уединении, не подвергаясь избыточному контролю.

В России же, где большинство живёт в городах и жилища тесно примыкают друг к другу, легко отслеживается каждый шаг. Фактически регистрируется вся наша повседневная жизнь, и частная сфера, в которой человек не наблюдаем и может вести себя раскованно, всё больше сужается.

Реклама

Городская цивилизация — основа государства — в обмен на комфорт и протекторат осуществляет безграничную власть и контроль над личностью. Со временем город как источник экологической угрозы и средоточие полицейского и административного контроля должен исчезнуть из разряда поселений. Будущее за такими поселениями, где невозможно сбиться в кучу, в стаю, и контроль сведен к минимуму. Видимо, нужно учиться жить одному или в среде с небольшой плотностью населения.

В последнее время среди россиян наметилась тенденция, которую можно понять: попытки обосноваться или в деревне, или на хуторе. Это можно объяснить не только кризисом, но и стремлением оградить себя от вторжения в свою жизнь (и смерть тоже). Теряя в удобствах и комфорте, человек приобретает свободу частной жизни.

Реклама

Состояние современного общества можно охарактеризовать как сверхбдительность. Частной жизни угрожает не только усиливающийся государственный контроль, но и экономические интересы, и развитие современных информационных технологий. Например, участвуя в акциях и опросах, регистрируясь на сайтах, многие даже и не подозревают, как используются их данные, для чего они сохраняются и кому передаются.

С одной стороны, для большинства граждан их личное пространство ещё вполне достаточно, но движимое страхом общество программируется на максимальную опасность и, в соответствии с законом притяжения, жизнь действительно становится опасной. Поэтому сейчас наше поведение повсюду наблюдается, регистрируется и оценивается.

Реклама

Видеокамеры охватывают всё большее пространство общественной жизни и выявляют, где мы находимся и с кем контактируем. По мобильному телефону нас можно вычислить с точностью до метра. Кроме всего прочего, на каждом из нас висит не менее дюжины цифровых кодов. Недалёк тот день, когда в базах данных появятся отпечатки пальцев. ФСБ взяла под контроль почтовые отправления. И вот на подходе ещё одно новшество: регистрация билетов на автобус.

Многие люди приветствуют такие технологии. Они действительно помогают в экстремальных ситуациях, в том числе и криминального свойства, позволяют получить скидки в супермаркетах, обнаружить свой автомобиль или ребёнка.

Достаточность личного пространства, однако, — вещь условная. Есть многочисленная категория людей, и необязательно криминального порядка, которым неуютно в рамках общественных стереотипов и общих правил. Пример — Порфирий Иванов, который своим образом жизни бросил вызов человеческой косности и… попал в руки милиции.

Реклама

Пытаясь выйти за пределы стереотипов, эти люди стремятся ускользнуть от общественного и государственного контроля. Хотя, надо признать, попытки тщетны. Вообще, ощущение, что за тобой подсматривают, не позволяет быть самим собой и вынуждает вести себя неестественно. Но таков уж характер нашей цивилизации.

Я не сомневаюсь, что существует и сеть осведомителей, которым предписано информировать контролирующие организации. А количество этих организаций неизмеримо выросло в последнее время и продолжает расти дальше.

Неприкосновенность частной жизни — неотъемлемая предпосылка свободного общества. Тоталитарные системы всегда пытались взять под полный контроль как общественную, так и частную сферы жизни. Выход, мне кажется, только в одном — привыкать ко всеохватывающему контролю и сверхбдительности.

Но нужно признать: это конец частной жизни.

Реклама