Наряду с
Бытовые услуги — это деятельность по обеспечению повседневных нужд граждан. Термин «служба быта» обычно применяют к услугам, без которых в принципе можно обойтись. Например, одежду можно шить самостоятельно или покупать в магазине, стирать белье — в собственной стиральной машине, поставить набойки самому, без помощи специалиста,
Основная цель предприятий службы быта — освободить потребителей от части домашних дел, помочь им разрешить проблемы, выходящие за рамки собственных возможностей. Эти предприятия продают не товары, а услуги, или выполняют работы. Основанием для выполнения работ, оказания услуг является договор.
Предмет договора в каждом конкретном случае зависит от того, какой спектр услуг готово предоставить предприятие службы быта. Например, в прачечной можно просто постирать белье, а можно заключить договор не только на стирку и глажение белья, но и на доставку его домой, на мелкий ремонт.
Вам надо, например, сшить костюм, отдать в печать фотопленку или отремонтировать туфли. Как выбрать ателье, мастерскую?
Во-первых, необходимо ознакомиться с продукцией нескольких предприятий — обычно образцы представлены в зале: это каблуки с набойками в обувной мастерской; готовые платья, плащи или шубы — ателье; фотографии — фотоателье. Если увиденное понравилось, то с предприятием можно заключать договор.
Во-вторых, неплохо бы узнать, кто изготавливал понравившуюся вам вещь, и договориться, что исполнять заказ будет именно этот мастер. Зачастую уровень квалификации работников может очень различаться. Это в меньшей степени относится к дорогим салонам или домам моды, но и там встречаются непрофессионалы. Не всегда дороговизна служит показателем качества.
Итак, выбор сделан. Вы делаете заказ, и тем самым заключаете договор на оказание вам бытовой услуги. Договор может быть письменным (в химчистке, ателье, обувной мастерской) или устным, если работа выполняется в момент заключения договора (например, в парикмахерской).
Квитанция или договор заполняется обязательно в двух экземплярах. Один остается у предприятия, другой обязательно передается потребителю. Если вместо квитанции вам выдают, например, обрывок бумаги с номером заказа, вы должны понимать, что, принимая его, вы лишаете себя возможности в последующем что-либо доказать исполнителю.
Предприятие службы быта должно выполнить услугу качественно и в срок, указанный в договоре. Однако имейте в виду, что договор, который вы собираетесь заключить, может быть отложен на некоторое время: многие предприятия службы быта связаны с заводами-поставщиками сырья. Прием заказов также обуславливается наличием материала, с которым в дальнейшем будут работать мастера.
Исполнитель несет ответственность за сохранность переданной ему вещи и ее качество. Если исполнитель не может выполнить работу, не нанеся вещи или материалу ущерба, он должен предупредить об этом заказчика и сделать соответствующую пометку в договоре. Если же исполнитель при заключении договора не предупредил потребителя о том, что его указания могут быть причиной некачественного исполнения заказа, то именно исполнитель будет отвечать за утрату и повреждение вещи.
Вещь, сдаваемая исполнителю, должна быть как можно более полно описана в квитанции. Если такой подробной записи не будет, то вполне можно вместо почти новой вещи получить чужую или старую. Доказать, что это не ваша вещь, будет очень сложно.
Не пугайтесь, если в предложенном вам договоре сказано «мастерская ответственности за утерю вещи не несет». Это противоречит закону, а значит, мастерская все равно будет отвечать в соответствии с требованиями законодательства. Помните, однако, что чем подробнее составлен договор, чем лучше описана переданная вами исполнителю вещь, тем легче вам будет отстаивать свои права.
Исполнитель отвечает за качество выполненной работы в течение определенного времени после ее выполнения. Мастерская обязана на свою работу установить гарантийный срок. И если вдруг во время этого срока что-нибудь произошло, вы можете требовать:
— соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную услугу);
— возмещения понесенных расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;
— расторжения договора о выполнении работы (оказании услуги) и возмещения убытков.
Если исполнитель не выдержал обозначенный в договоре срок выполнения работы или если в ходе выполнения работы (оказания услуги) стало ясно, что ее выполнение не будет осуществлено в срок, потребитель может по своему выбору:
— назначить исполнителю новый срок выполнения работы (оказания услуги) и потребовать уменьшения цены за работу (услугу);
— выполнить работу самому или заказать ее кому-то еще и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
— потребовать уменьшения цены;
— расторгнуть договор.
Потребитель также имеет право на полное возмещение как материального ущерба, так и морального вреда, которые он понес в связи с невыполнением работы в срок.
В случае если вы обнаружили, что работа выполнена некачественно, то можете потребовать:
— безвозмездного устранения недостатков;
— уменьшения цены услуги;
— безвозмездного изготовления другой вещи из аналогичного материала такого же качества или повторного выполнения работ;
— исправить недостатки самостоятельно или с помощью третьих лиц и потребовать у исполнителя возмещения расходов.
Если вы потребовали устранить недостатки, и это не было сделано, то вы имеете право расторгнуть договор,
Если исполнитель потерял или испортил вашу вещь, он должен предоставить вам аналогичную вещь или заплатить ее двойную стоимость, а также компенсировать ваши расходы.
Ситуация может сложиться так, что ваши планы изменятся и сделанный заказ потеряет свою актуальность. В таком случае потребитель имеет право расторгнуть договор, независимо от того, какой объем работ уже сделал исполнитель. Однако заказчик при этом обязан оплатить исполнителю уже выполненный объем работ и возместить ему прямые убытки, причиненные расторжением договора.