Государство периодически проводит кампании по борьбе с коррупцией. Кого-то ловят на взятках, кого-то увольняют, кого-то даже сажают. Но в целом всё это живо напоминает борьбу нанайских мальчиков. Для тех, кто не знает, это — цирковой номер, когда человек одевает на руки штаны и обувь, надевает на спину муляжи двух голов, смотрящих друг на друга, свою голову прячет в верхних штанах, встаёт на четвереньки и начинает изображать борьбу: делает сам себе подножки, подсечки
Что это за зверь?
Врага надо знать в лицо. Что есть коррупция? Давайте разберёмся. Для того, чтобы люди жили в безопасности и комфорте, для того, чтобы они имели социальные гарантии, для того, чтобы они могли мирно взаимодействовать друг с другом, цивилизованно спорить, договариваться и объединяться, жить и работать, нужны законы. Для разработки, принятия и исполнения этих законов люди выбирают себе власть. Для того, чтобы власть осуществляла возложенные на неё задачи, ей предоставляются ресурсы и полномочия.
Всё просто и логично. Но власть — это, к сожалению, не ангелы, а обычные люди. И у них возникает соблазн использовать предоставленные им обществом ресурсы и полномочия в своих личных целях. Это и есть коррупция.
Рассмотрим простую схему: гражданин приходит к чиновнику с какой-то просьбой. Эта просьба может быть либо законной, либо незаконной. В последнем случае гражданин просит то, что ему по закону не полагается. Например, закрыть уголовное дело в отношении своего родственника. Идеальный чиновник должен законную просьбу удовлетворить, а в незаконной — отказать. Но то — идеальный…
А на деле чиновник может отказать в законной просьбе (это называется «произвол»), а может удовлетворить незаконную (кумовство, протекционизм). Но чаще всего в игру вступают деньги или другие блага. И тут тоже возможны две ситуации: либо деньги предлагает сам гражданин, либо деньги требует чиновник. Получаются четыре возможных случая:
А: чиновник требует деньги за законную просьбу. Это называется «мздоимство».
Б: чиновник требует деньги за незаконную просьбу. Это называется «лихоимство».
В: гражданин предлагает деньги за законную просьбу. Это называется «задабривание».
Г: гражданин предлагает деньги за незаконную просьбу. Это называется «подкуп».
Случай «В», вообще говоря, не является коррупционным, но он может быть вызван устоявшейся практикой случая «А», в этом случае гражданин упреждает вымогательство чиновника, надеясь тем самым снизить сумму взятки. Возможно также, что деньги даются за внеочередное исполнение законной просьбы или какие-либо иные преимущества, и в этом случае мы имеем по сути случай «Г».
Эта схема описывает коррупцию в отношении полномочий, выданных обществом чиновнику. С ресурсами всё проще — чиновники их просто разворовывают.
Как с ней бороться?
Во-первых, требуется полный пересмотр и максимально возможное упрощение действующего законодательства. Требуется также глобальная ликвидация правовой безграмотности общества. Надо, чтобы любой гражданин знал, что является законным, а что нет. Или мог бы это быстро и достоверно выяснить. Запутанные законы — отличная питательная среда для коррупции. Сама же коррупционная система эти законы создаёт, сама и запутывает.
Во-вторых, надо всюду, где только это возможно, перейти от разрешительной системы лицензирования к заявительной
В-третьих, для каждого чиновника должен быть прописан чёткий регламент. Все его решения должны быть по возможности алгоритмизированны, а ещё лучше — автоматизированны. Идеальный чиновник — компьютерная программа. Необходимо снизить число документов, справок, корочек, анкет и прочей бумажной документации, которую граждане предъявляют чиновникам. В идеале, у гражданина должен быть один документ — его собственный палец (или радужная оболочка глаза).
Вся информация должна находиться в единой государственной базе данных, к которой разные чиновники имеют соответствующие уровни доступа, а палец или глаз служит для идентификации гражданина при помощи сканера. И никаких бумажек, никаких очередей за справками, никаких идиотских анкет и никаких прикормленных фирмочек, эти анкеты готовящих. Любое взаимодействие чиновников и граждан должно записываться на видео- и аудиоаппаратуру и быть доступно для следственных органов.
В-четвёртых, коррупция неизбежна, пока любая должность в стране продаётся. Чиновник, заплативший за своё тёплое местечко немалые деньги, просто не может не брать взятки, он ведь должен окупить своё место, да ещё и заработать! К тому же деньги — замечательный фильтр, заведомо отсеивающий от власти людей честных и принципиальных. Нужно набрать людей совершенно новых, специально подготовленных для своих должностей. Зарплаты у них должны быть достаточно велики, чтобы они не нуждались в «кормлениях», но выдаваться на руки должна лишь часть, а остальное должно поступать в залоговый фонд — специальный счёт каждого чиновника, который (с процентами) переходит в его распоряжение по окончании контракта, но конфискуется при вскрытии факта коррупции.
В-пятых, необходимо проводить антикоррупционную работу с гражданами. Объяснять, почему нельзя давать взятки и подношения. Воспитывать нетерпимое отношение к взяточникам, отучать от укоренившейся в обществе системы «не подмажешь — не поедешь». Именно благодушно-попустительское отношение граждан к коррупции и позволяет её цвести пышным цветом.
И наконец, необходим общественный контроль за действиями чиновников любого уровня. Он включает в себя свободу слова, свободу собраний, митингов и шествий, разделение ветвей власти, честные выборы исполнительной и законодательной власти любого уровня, в общем, всё то, что гарантировано нашей конституцией и чего у нас сейчас нет в принципе.
Мы получили порочный круг: для борьбы с коррупцией необходима демократизация общества, а для демократизации нужно покончить с коррупцией. Как из него выбраться без революций и потрясений я предлагаю вам обсудить в комментариях к этой статье.