Перед Новым годом нас опять «осчастливили» таким звонком. На сей раз трубку взяла жена. Поскольку на первый вопрос она ответила «да», нехитрый психологический механизм завертелся и стал набирать обороты. Ради интереса я снял трубку параллельного аппарата и стал слушать. Молодой человек допытывался, чем мою жену привлекает ассортимент товаров в супермакетах системы «Фитюлечка» (назовем их так), а чем — в супермакетах системы «Фигулечка». Дальше пошли расспросы, сколько времени в среднем жена тратит на покупки, какие категории товаров нужно добавить в ассортимент и так далее. Где-то минут через двадцать жена не выдержала и сказала, что ей нужно уходить (первая ошибка; ее ответ выглядел как извинение). Звонящий сказал, что через несколько дней ей перезвонит. Жена опять сказала «да» (вторая ошибка).
И действительно, через пару дней «вопрошатель» позвонил снова. Видя, как жена превращается в кролика, гипнотизируемого телефонным удавом, я не выдержал и вмешался, прямо сказав, что у жены просто не хватает решимости отказаться от дальнейшего участия в их опросе. И вот тут-то из трубки на меня поперла откровенная агрессия! «Мы разговаривали не с вами. С вашей женой уже начали работать, и нужно довести работу до конца». На это я ответил: «Молодой человек, вы в своем уме? Вы говорите так, будто мы вам чем-то обязаны. Вы требуете там, где вообще не имеете права что-либо требовать. Почему это мы должны играть по вашим правилам? Забудьте этот номер и больше не звоните!»
Через несколько дней нам снова позвонили и все по тому же поводу. Теперь меня пыталась увещевать какая-то девица, разглагольствуя о «недопустимости незавершенного опроса». По-видимому, их натаскивали и на такие ситуации, ибо тараторила она весьма бойко. Слова были русскими, но по тому, как строились предложения, чувствовался довольно плохой перевод какого-нибудь англоязычного руководства. Этот «фонтан» я перекрыл встречным вопросом: «Вы уважаете свободу личности? Если люди вам говорят, что не хотят дальше участвовать в ваших опросах, почему вы так упорствуете? Где же ваша этика ведения телефонных опросов?»…
Думаете, на этом их наскоки прекратились? Я никак не мог понять, чем обусловлена такая прыть, пока не догадался: так это же разновидность сетевого маркетинга! Звонящим нужно зарабатывать себе репутацию, набирать очки или баллы… Возможно, я действовал не самым лучшим способом, но некоторые гавкающие собаки понимают только палку. Не стану раскрывать подробностей; скажу лишь, что это был откровенный блеф с моей стороны. Однако желаемого результата я добился: звонки прекратились.
Моя жена — отнюдь не робкая овечка, не умеющая за себя постоять, но… Получилась классическая иллюстрация к известному психологическому правилу: «Научитесь говорить нет, иначе вы рискуете впутаться в неприятности».
Мне могут возразить: мол, в других странах давно проводятся телефонные опросы, и люди с удовольствием в них участвуют. Оставим в покое другие страны. Мы имеем дело с современной российской действительностью, и в нашей стране нередки случаи, когда в ходе таких вот «телефонных опросов» у людей параллельно выуживались сведения совсем иного характера: например, сколько человек в квартире, приватизирована она или нет, и так далее. Несложно себе представить какую-нибудь бабулю, растаявшую от неожиданного внимания к ее персоне и готовую выложить все о своей семье.
Я никого не собираюсь пугать, а предлагаю лишь разобраться. Вы ведь не видите того, кто вам звонит. Так почему вы должны верить этому человеку на слово? Если кто-то позвонит вам и представится «доверенным лицом президента» (или губернатора), вы поверите? Станете отвечать на вопросы? Скорее всего, нет. Тогда почему многие с такой легкостью соглашаются участвовать в телефонных опросах? Ответ пусть каждый поищет для себя сам.
Ну, а если вам действительно не все равно, как дальше будут развиваться супермаркеты сетей «Фитюлечка» и «Фигулечка», предлагаю несколько несложных правил, чтобы не «лохануться».
1. Попросите звонящего внятно назвать свое имя, фамилию, затем название фирмы, Ф. И. О. старшего менеджера и контактный телефон. Попросите также обождать у аппарата, пока вы сходите за бумагой и ручкой. Не удивляйтесь, если после этого трубку молча повесят.
2. Если звонящий называет вам сотовый телефон начальства (не важно, с длинным федеральным номером или прямым городским) — это тоже повод задуматься. У солидных фирм, проводящих маркетологические исследования, должны быть «нормальные» (то есть проводные) телефоны. Всякие отговорки вроде «Шефа трудно застать на месте» — это несерьезно. Требуйте имя и телефон того из руководителей, которого можно застать.
3. Получив эти данные, попросите у звонящего номер его телефона и скажите, что уточните у начальства, действительно ли проводится такой опрос, и потом перезвоните сами. Если и здесь начнутся запинки, невинным тоном спросите, почему вашего собеседника это удивило.
4. Не поленитесь заглянуть в «Желтые страницы» или иной телефонный справочник. Солидная фирма не жалеет денег на информацию о себе в подобных изданиях.
Если же все оказалось чистой правдой, мысленно пошлите подальше таких скептиков, как я, и участвуйте на здоровье в проводимых опросах. И пусть с помощью бескорыстных рыцарей-маркетологов жизнь в вашем городе станет еще удобнее!