Именно в гражданском судебном процессе можно требовать опровержения порочащих сведений. Причём бремя доказательств в этом случае накладывается на ответчика: именно он должен доказывать, что распространённые им сведения соответствуют действительности. Истцу нужно лишь подтвердить, что сведения были распространены и являются порочащими.
Важно определить, что же такое «порочащие сведения». Если вас публично обозвали лысым или очкариком, то даже в случае стопроцентного зрения и наличия густой шевелюры суд вряд ли признает упомянутые утверждения порочащими. И даже если вас назовут жёлтым земляным червяком… Забавно посмотреть решение суда в таком случае, и как будет выглядеть опровержение?
В одном из постановлений Пленума Верховного суда России говорится, что порочащими являются сведения, в которых «содержатся утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства или моральных принципов».
В то же время, в соответствии с частью 3 статьи 29
Например, в газете про гражданина написали, что он напоминает одного из трёх сыновей Ноя, но не Сима и не Иафета, а того — третьего. Гражданин может возмущаться и заявлять, что совсем не похож на библейского Хама. Только ключевое слово здесь: напоминает. «Напоминает» — это личная оценка автора газетного материала. А если журналист вместо глагола «напоминает» напишет ещё осторожнее: «заставляет вспомнить об одном из трёх сыновей Ноя…», то никакой суд не привлечёт его (и редакцию СМИ) к ответственности.
Или если вы считаете, что мэр вашего города неправильно тратит деньги из муниципального бюджета — то это ваше мнение. Вы свободно можете так говорить. Однако не стоит утверждать, что мэр — вор, не имея для этого достаточных доказательств.
Если вас публично опорочили, то самый «удачный» вариант, когда произошло это в печатной прессе. Газета (или журнал) у вас в руках, и значит, факт распространения порочащих сведений налицо. Теперь остаётся выбрать способ защиты: можно обратиться в редакцию СМИ с требованием напечатать опровержение, а можно сразу направить исковое заявление федеральному судье в районный суд по месту нахождения редакции.
Согласно статье 43
Однако стоит помнить, что опровержение и ответ необходимо представить в течение одного года (ст. 45 упомянутого закона). Если вас опорочили в прошлом веке, а вы спохватились лишь сегодня, то печатать опровержение никто не станет. Ныне это дело историков, и то лишь в случае, если вы — историческая личность.
Несколько по-другому обстоит дело, когда вас опорочили в радио- или телеэфире. Тут многое зависит от того, был ли это прямой эфир или передача шла в записи. В частности, в статье 57
Такая норма вполне объяснима. На многих радиостанциях существуют интерактивные программы, в ходе которых в эфир выводят радиослушателей, а что они там скажут — одному богу известно. Никакой ведущий не сможет это предугадать и мгновенно вывести из эфира неадекватного человека.
В иных же случаях, если редакция СМИ будет упорствовать и откажет в опровержении, то тогда вам прямая дорога в суд. Пишете исковое заявление в двух экземплярах, платите госпошлину (на сегодня это сто рублей), кладёте всё в конверт и заказным письмом отправляете в храм правосудия. Если выиграете дело, суд обяжет редакцию опровергнуть порочащие сведения. Да и компенсацию за моральный вред (в порядке ст. 151 ГК РФ) взыщет с обидчиков в вашу пользу. Ведь в статье 1100 ГК РФ указано, что моральный вред, причинённый распространением порочащих сведений, компенсируется независимо от наличия вины у причинителя вреда.
В современной России дуэли всё чаще становятся словесными и перемещаются в зал судебных заседаний. Разумеется, если дуэлянты цивилизованные люди, а не питекантропы.