Есть тысячи примеров, когда адвокатам пишут благодарственные письма. Но на адвокатов и жалуются часто. В чём суть претензий к защитникам?
Некоторые адвокаты набирают слишком много дел, а потом из-за нехватки времени в них попросту утопают. Другие — доверяют ведение дел своим малоопытным помощникам. Негативный для клиента результат в обоих случаях предсказуем.
Ещё есть необоснованно дорогие адвокаты. Я не имею в виду такие раскрученные имена как Падва, Резник, Астахов, Кучерена… Нет, я говорю о юристах второго эшелона, которые берут за ведение дела большие деньги, а юридические услуги оказывают на дилетантском уровне, что, по сути, является псевдопомощью.
Отдельные замечательные адвокаты (в основном, предоставляемые государством) предлагают своим подзащитным по уголовным делам следующую позицию: надо признать свою вину, дадут небольшой срок, а потом по УДО (условно-досрочное освобождение) можно будет быстро выйти на свободу. Такую позицию легко продолжить следующим образом: если я сам не совершал преступление, то уж точно являюсь соучастником такового, а если не соучастник, то всё равно посадите меня, пожалуйста, годиков эдак на 10 или 15, очень хочется в тюрьму.
Ещё бывают случаи, когда адвокат идёт на сговор со следователем. Схема тут простая: следователь задержит подозреваемого (пусть и без достаточных оснований) в порядке статьи 91 УПК РФ, попугает его; затем адвокат эффектно освободит подозреваемого, ставшего его подзащитным, и получит высокий гонорар. Потом этот так называемый защитник отстёгивает следователю часть гонорара.
А вот история, которую без слёз читать невозможно.
Адвокат Негодяев, явившись в ИВС (изолятор временного содержания), где находился гражданин Бедолагин, побеседовал с ним и узнал, что Бедолагин после задержания подвергся избиению сотрудниками милиции, после чего правоохранители вынудили Бедолагина подписать какие-то непонятные протоколы. Однако адвокат Негодяев убедил Бедолагина, что поднимать шум не стоит, что, якобы, это не в интересах самого Бедолагина, а протоколы эти — всего лишь несущественные формальные документы. Таким образом, Негодяев не только скрыл факт совершения милиционерами преступления, но и допустил легализацию доказательств, добытых незаконным путём. Как выяснилось впоследствии, «несущественные формальные» протоколы оказались чистосердечным признанием гражданина Бедолагина в нарушении им правил кораблевождения (ст. 352 УК РФ), которых на самом деле он не нарушал, поскольку никогда в жизни не пользовался плавсредствами. В дальнейшем следователь использовал эти документы как основное доказательство вины Бедолагина.
Но больше всего меня поразил один чудесный адвокат из провинции, из Брянской области. Этот на полном серьёзе посоветовал подзащитному (одному моему знакомому — московскому писателю) сообщить брянскому следователю, когда придёт очередная повестка на допрос, о своей смерти. И тогда дело автоматически закроют, — глубокомысленно подытожил этот горе-защитник. Мой знакомый благоразумно отказался от такого цирка. И вы гоните в шею подобных адвокатов, если они встретятся на вашем пути. По-хорошему, их следует лишать статуса адвоката и на пушечный выстрел не подпускать к судам.
А что делать, если в гражданском судебном процессе у вас защитника нет, а адвокат противной стороны напоминает одного из трёх сыновей Ноя. Но не Сима и не Иафете, а того — третьего. Общего подхода здесь нет. Можно, конечно, принять правила игры и попробовать ответить той же монетой: как говорится, с волками жить — по-волчьи выть. Но куда лучше заявить вслух в судебном заседании о своём отношении к этому хамоватому юристу, после чего прекратить с ним все контакты, в том числе и вербальные, отказаться отвечать на его провокационные вопросы.
Итак, если адвокат ведёт себя не адекватно, нарушает адвокатскую этику, имитирует защиту ваших интересов и не выполняет свои обязанности, то на него можно пожаловаться заведующему адвокатского бюро или юридической консультации, где он работает.
Другая возможная инстанция — квалификационные комиссии региональных Адвокатских палат.
Можно ещё обратиться с жалобой в управление Министерства юстиции РФ по тому федеральному субъекту, в реестр которого внесён адвокат. Территориальные органы Минюста России осуществляет контроль и надзор в сфере адвокатуры. При этом в жалобе нелишне указать регистрационный номер адвоката в соответствующем Реестре адвокатов, который легко найти в интернете, например, на сайтах адвокатских палат.
Если вы подозреваете, что в действиях адвоката имеются признаки уголовно наказуемого деяния, то вам прямая дорога в прокуратуру. Пишите заявление, это ваш гражданский долг. Однако помните, что необходимо иметь доказательства вины адвоката. Не исключено, что в противном случае юрист вчинит вам иск о защите чести, достоинства и деловой репутации (по статье 152 ГК РФ) и будет взыскивать с вас компенсацию за нанесённый ему моральный вред.
Впрочем, в любом случае не замыкайтесь в своей обиде, пишите жалобы, но делайте это аккуратно и продуманно.