Как устроено демократическое государство?

Реклама
Профессионал

Существует старый миф, весьма удобный для исполнительной власти — о равенстве или равновесии трёх ветвей власти.

Давайте разберёмся. Демократия — власть народа. Легко и просто было жителям древних Афин собраться на Форуме и решать злободневные задачи общественной жизни. Всё происходило в пределах небольшого по современным меркам городка с населением в несколько десятков тысяч человек.

Как, на каком суперфоруме, сейчас можно собрать 130 миллионов россиян или 40 миллионов украинцев — неизвестно. Поэтому и был придуман институт выборных представителей — парламент. Кандидаты в парламентарии предлагают свои программы действий, избиратели выбирают из них наиболее соответствующую их интересам, и человек, предложивший такую программу, становится депутатом. Все они собираются вместе, образуя парламент, и принимают какие-то решения.

Реклама

Но сразу же встаёт вопрос — а кто эти решения будет претворять в жизнь? Тогда парламент принимает решение о введении налогов и создании института исполнительной власти, т. е. нанимает людей, которые будут исполнять его решения. Он же учреждает пост главного государственного чиновника, президента, возглавляющего всю эту исполнительную власть. То, что парламентарии оставляют за народом право назначить конкретного человека на эту должность, в принципе ничего не меняет, никакой дополнительной власти президенту не даёт. Он и все его подчинённые всё равно остаются людьми, нанятыми для исполнения решений парламента, т. е. полностью подчинены ему.

В президентской присяге должны быть слова «Обязуюсь точно исполнять все решения законодательной и судебной властей», всё остальное, что там болтает президент в своей клятве — так, лирика, этими же словами должна исчерпываться и программа президента. Обратите внимание на существенную разницу — решения парламента обязательны к исполнению всеми гражданами страны, это, по большому счёту, решения всего народа; решения президента обязательны только для государственных чиновников.

Реклама

Теперь о праве вето, которое вроде бы уравнивает президента с парламентом. Парламентарии — это, можно сказать, люди с улицы. Кто-то из них юрист, другой — учитель, третий — рабочий. И часто так получается, что они в своей массе, не будучи специалистами в каком-то вопросе, принимают далеко не оптимальное решение. С другой стороны, в подчинении президента есть соответствующий министр, в компетенцию которого входит исполнение принятого парламентом решения. По идее, этот министр один из лучших в стране специалистов по данному вопросу, он сразу видит все недостатки принятого решения, докладывает о них президенту, и они должны вместе принимать решение о наложении вето, хотя формально его налагает один президент, причём он обязан изложить и причины его наложения. Таким образом, президентское вето — всего лишь просьба к парламенту принять во внимание мнение специалистов по обсуждаемому вопросу.

Реклама

Теперь о судебной власти. Допустим, парламент принял какой-то закон — ну, скажем, «не убий». А некий гражданин взял да и убил, хотя говорит, что никого не убивал. Сам парламент не может разбираться с каждым из таких случаев, тем более что их миллионы, а парламентариев всего несколько сот человек. Чтобы выйти из создавшегося положения, опять же парламент учреждает ещё одну ветвь власти, призванную разбираться с каждым конкретным нарушением закона — судебную власть, и вменяет исполнительной власти обязанность исполнять и её решения.

Таким образом структура демократического государства выглядит так: источником власти является народ, он избирает парламент, который учреждает судебную и исполнительную власти, причем последнюю подчиняет первой, и обе они подчинены самому парламенту. Так что говорить о каком-то равноправии и уравновешенности ветвей власти — значит, лить воду на мельницу исполнительной власти, которая и так обладает в стране максимумом реальной власти.

Реклама

Конечно, всё это теоретическая схема. В реальных странах, России или Украине, не говоря уже о среднеазиатских республиках, до этого идеала — как до неба. Практически вся власть принадлежит лидерам политических партий, которые, в свою очередь, подчинены неким тайным советам олигархов, о которых простые граждане практически ничего не знают и могут только гадать, отчего это Ельцин, до этого мертвой хваткой вцепившийся в президентскую власть, неожиданно в новогоднем обращении заявляет о своём уходе в отставку.

А парламенту показали его место в России ещё 3 октября 1993 года. А чтобы не забывал его, так ещё и в Думу — некий совещательный орган при царе, переименовали.

Реклама