Давайте разберёмся. Демократия — власть народа. Легко и просто было жителям древних Афин собраться на Форуме и решать злободневные задачи общественной жизни. Всё происходило в пределах небольшого по современным меркам городка с населением в несколько десятков тысяч человек.
Как, на каком суперфоруме, сейчас можно собрать 130 миллионов россиян или 40 миллионов украинцев — неизвестно. Поэтому и был придуман институт выборных представителей — парламент. Кандидаты в парламентарии предлагают свои программы действий, избиратели выбирают из них наиболее соответствующую их интересам, и человек, предложивший такую программу, становится депутатом. Все они собираются вместе, образуя парламент, и принимают какие-то решения.
Но сразу же встаёт вопрос — а кто эти решения будет претворять в жизнь? Тогда парламент принимает решение о введении налогов и создании института исполнительной власти,
В президентской присяге должны быть слова «Обязуюсь точно исполнять все решения законодательной и судебной властей», всё остальное, что там болтает президент в своей клятве — так, лирика, этими же словами должна исчерпываться и программа президента. Обратите внимание на существенную разницу — решения парламента обязательны к исполнению всеми гражданами страны, это, по большому счёту, решения всего народа; решения президента обязательны только для государственных чиновников.
Теперь о праве вето, которое вроде бы уравнивает президента с парламентом. Парламентарии — это, можно сказать, люди с улицы. Кто-то из них юрист, другой — учитель, третий — рабочий. И часто так получается, что они в своей массе, не будучи специалистами в каком-то вопросе, принимают далеко не оптимальное решение. С другой стороны, в подчинении президента есть соответствующий министр, в компетенцию которого входит исполнение принятого парламентом решения. По идее, этот министр один из лучших в стране специалистов по данному вопросу, он сразу видит все недостатки принятого решения, докладывает о них президенту, и они должны вместе принимать решение о наложении вето, хотя формально его налагает один президент, причём он обязан изложить и причины его наложения. Таким образом, президентское вето — всего лишь просьба к парламенту принять во внимание мнение специалистов по обсуждаемому вопросу.
Теперь о судебной власти. Допустим, парламент принял какой-то закон — ну, скажем, «не убий». А некий гражданин взял да и убил, хотя говорит, что никого не убивал. Сам парламент не может разбираться с каждым из таких случаев, тем более что их миллионы, а парламентариев всего несколько сот человек. Чтобы выйти из создавшегося положения, опять же парламент учреждает ещё одну ветвь власти, призванную разбираться с каждым конкретным нарушением закона — судебную власть, и вменяет исполнительной власти обязанность исполнять и её решения.
Таким образом структура демократического государства выглядит так: источником власти является народ, он избирает парламент, который учреждает судебную и исполнительную власти, причем последнюю подчиняет первой, и обе они подчинены самому парламенту. Так что говорить о каком-то равноправии и уравновешенности ветвей власти — значит, лить воду на мельницу исполнительной власти, которая и так обладает в стране максимумом реальной власти.
Конечно, всё это теоретическая схема. В реальных странах, России или Украине, не говоря уже о среднеазиатских республиках, до этого идеала — как до неба. Практически вся власть принадлежит лидерам политических партий, которые, в свою очередь, подчинены неким тайным советам олигархов, о которых простые граждане практически ничего не знают и могут только гадать, отчего это Ельцин, до этого мертвой хваткой вцепившийся в президентскую власть, неожиданно в новогоднем обращении заявляет о своём уходе в отставку.
А парламенту показали его место в России ещё 3 октября 1993 года. А чтобы не забывал его, так ещё и в Думу — некий совещательный орган при царе, переименовали.