В Конституциях различных стран власть разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, которые действуют независимо друг от друга. Каждая из них имеет определенный объем властных полномочий, однако чтобы со временем у какой-либо одной ветви власти он не увеличился в ущерб другой, каждая из ветвей власти может сдерживать другую, уравновешивать или контролировать, не допуская тем самым нарушения Конституции и законов государства.
Одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью и является вето (от лат. veto — запрещаю) главы государства, зачастую одновременно являющегося главой исполнительной власти, налагаемое им на принимаемые законодательным органом акты. Известны три вида этого института.
Отлагательное вето
Например, в Конституции США обозначено, что «всякое постановление, резолюция или решение, для которых необходимо согласие Сената и Палаты представителей», представляются Президенту для подписания «и только после его одобрения вступают в силу». Однако если данный проект не устраивает Президента, то закон возвращается в Конгресс без подписи главы государства, но обязательно с изложением мотивов своего отказа.
И всё же не зря вето называется отлагательным, потому что Конгресс может преодолеть вето, проголосовав за проект двумя третями голосов в каждой палате. Этот барьер удается преодолеть очень редко, со времени вступления Конституции в силу (1789 год) было преодолено всего 6% вето. Но всё же.
Выборочное вето
Это самый молодой вид вето, если так про него можно сказать. Это английское нововведение было известно уже в 1669 году и довольно часто применялось в Конгрессе США. В 80-х гг. оно было распространено в большинстве соединенных штатов и им могли воспользоваться губернаторы этих штатов.
Главной особенностью этого вида является то, что у главы государства появилась возможность отклонять не весь законопроект, а лишь отдельные его положения, не затрагивающие основной текст. И такая возможность у Президента США появилась лишь с принятием 9 апреля 1996 г. закона, введшего выборочное вето.
«Карманное» вето
Этот вид вето, наверное, можно назвать самым необычным. Весь смысл заключается в следующем. Используется он в немногих государствах, например, в Беларуси или в США. В последнем случае этому способствуют особенности деятельности Конгресса, который, как и многие парламенты государств, работает посессионно, после чего спокойно уходит на каникулы.
Президенту США сама Конституция предоставляет десятидневный срок подписания любого законопроекта. И если Конгресс направляет подготовленный документ главе государства менее, чем за десять дней до ухода на каникулы, у Президента появляется шанс применения «карманного» вето, не излагая при этом никаких мотивов. Этот документ не подписывается до прекращения работы Конгресса. Следовательно, он остается не принятым. Документ в буквальном смысле оседает в кармане главы государства навсегда. И Конгрессу ничего не останется, как принимать этот законопроект в следующую сессию с самого начала.
Вообще в истории президентства США существует множество интересных фактов. Так, президент Г. Кливленд за два срока президентства получил вполне заслуженное прозвище «Президент-вето», потому что он им воспользовался 584 раза. Но были и такие, кто ни разу не применял вето, например двадцатый Президент Гарфильд, после которого, к сожалению, а может наоборот, все Президенты использовали это право.
Были даже случаи, когда партии, представлявшие Президента в Конгрессе, специально затягивали слушания и чтения до последних дней сессии. Это было возможным по очень простой причине. В законодательном органе были плохо прописаны регламенты выступлений членов Конгресса. Каждый мог говорить о чём угодно. И доходило вплоть до того, что с трибуны постранично зачитывались толстые телефонные книги.
Однако Конгресс тоже научился сопротивляться. В августе 1973 года он впервые в истории распустился на месяц, при этом отложив представление главе государства нескольких проектов, чтобы сделать это в последние дни перерыва и к моменту истечения десятидневного срока рассмотрения законопроекта Президентом начать новую сессию.
Конечно, право вето — очень хорошее средство регулирования законодательного процесса. Оно заставляет парламентариев делать меньше ошибок и уделять проблемам больше внимания, если они того требуют.
Очень жалко, что правом «карманного» вето не обладает