Как «хорошо» умереть, или Оправдание эвтаназии

Реклама
Профессионал

В последнее время уход человека из жизни стал предметом пристального внимания общества. Процесс умирания из сугубо личного дела превратился в серьезную социальную проблему. Это связано, прежде всего, с успехами медицины и с тем обстоятельством, что медицинское обслуживание стало играть важную роль в жизни людей. Люди придумали специальный термин для обозначения этой проблемы: эвтаназия.

Слово эвтаназия (от греч. eu — хорошо и thanatos — смерть) буквально означает «хорошая смерть». Однако в настоящее время эвтаназию понимают не вообще как хорошую смерть, а как легкую смерть с помощью врача, искусство врача облегчить умирающему смерть или ускорить смерть, чтобы избавить умирающего от мук.

Реклама

Представляется все же, что эвтаназию следует понимать максимально широко, именно как «хорошую» смерть, то есть смерть, которая приносит минимальные страдания умирающему и всем людям, кто соприкасается с нею.

В практическом плане эвтаназия есть способ хорошо умереть. Прежде всего хорошо умереть — умереть как можно позже. Затем хорошо умереть — умереть без особых мучений (своих и чужих).

Второе значение понятия «хорошо умереть» тесно связано с первым, основывается на первом.

В самом деле, смерть всегда сопровождается мучениями, страданиями, печальными переживаниями, если не своими (в случае мгновенной или легкой смерти), то чужими (близких, знакомых людей и просто людей, узнавших о смерти данного человека). Это обстоятельство означает, что умереть без особых мучений лучше всего в преклонном возрасте, когда лимит жизни исчерпан, израсходован до конца и когда вследствие этого окружающим не так тягостна смерть данного человека. Когда умирает молодой или полный сил — это всегда трагедия, независимо от того, как принял эту смерть сам умерший.

Реклама

Культура умирания зависит от того, как мы живем в целом. Нужно думать, прежде всего, о жизни, а не о смерти. Зацикливание на теме смерти опасно как раз тем, что человек перестает думать о жизни, психологически подготавливает себя к уходу из нее.

Уход из жизни смертельно больного человека с помощью медиков должен рассматриваться как крайний случай, когда все средства поддержания жизни исчерпаны. Здесь возможны два варианта: уход из жизни по желанию самого больного или пресечение жизни больного по решению врачей, близких, вообще других людей, то есть не по желанию самого больного.

В том и другом случае возникает проблема определения понятий «смертельная болезнь», «умирание», «неизлечимая болезнь», «безнадежный больной». Ошибки могут быть в ту и другую сторону. Тяжелую несмертельную болезнь могут принять за смертельную, за умирание, и, наоборот. Чтобы свести эти ошибки к минимуму, нужно соблюдать определенные условия.

Реклама

1. Уход из жизни по желанию самого больного оправдан как минимум при соблюдении четырех условий:
— оказание психотерапевтической и иной помощи для снятия депрессии, преодоления угнетенного состояния;
— больной должен находиться в здравом уме и оформить свое желание в письменном виде с помощью нотариуса, в присутствии свидетелей;
— письменное заключение врачей о прогрессирующей смертельной болезни, т. е. невозможности поддерживать сознательную и немучительную жизнь больного без применения сложных технических средств;
— наличие соответствующей правовой базы в виде специального закона об эвтаназии.

Выполнение первого условия должно предварять юридическую процедуру оформления желания больного. Не исключено, что больной после преодоления депрессивного состояния откажется от своего желания умереть до срока.

Реклама

2. Пресечение жизни смертельно больного без его желания оправдано при соблюдении следующих условий:
— больной не способен сам принять решение (подтверждено психиатрической экспертизой);
— имеется письменное заключение врачей о прогрессирующей смертельной болезни;
— есть письменное согласие близких;
— наличие соответствующей правовой базы в виде специального закона об эвтаназии.

В любом случае уход из жизни смертельно больного с помощью врачей должен рассматриваться как крайний, исключительный случай. Жизнь человека священна. Поэтому даже несколько часов, дней, месяцев сознательной жизни больного до наступления смерти драгоценны и для него самого, и для близких, и вообще для людей. Если это творческий человек, если ему есть что сказать людям, то последние мгновения жизни могут быть вдвойне драгоценны.

По книге Л. Е. Балашова
«Жизнь, смерть, бессмертие»
Реклама