Да, воровать и присваивать себе чужой труд не хорошо. Но очевидно, что это понимают не все. Есть, например, люди, которые могут что-либо придумать и сами же могут реализовать свою идею, но есть люди, которые не могут ничего придумать, но могут в совершенстве повторить то, что кто-то придумал. И, наконец, люди, которые не могут ничего придумать и не могут ничего повторить — это прекрасные исполнители и помощники.
Но человек постоянно совершенствуется и ему хочется чего-то большего от жизни: он начинает подражать и копировать более талантливых и успешных коллег. Другими словами — учиться чему-либо. Здесь, кажется, как раз, и зарыта собака, часть людей, научившись какому-либо ремеслу, начинает создавать собственные творения, используя накопленный предыдущими поколениями опыт, а другие так и остаются не способными к творчеству. Вот эти-то люди в силу своей закомплексованности и пытаются чужой труд выдавать за свой, чтобы не казаться хуже других или просто заработать на этом.
Желание «не казаться хуже других» и толкает людей на подобные поступки. С этим явлением в нашей жизни приходиться сталкиваться довольно-таки часто. Естественно, что гениев очень мало, хотя и в их жизни и деятельности встречаются курьезы. Например, параллельное изобретение беспроводной передачи информации русского ученого
Но, так как в науке и технике все изобретения и открытия популяризируются и регистрируются, то украсть ни идею, ни принцип работы не представляется возможным. Но вот в сфере творчества люди, менее одаренные, «берут» чужие идеи и выдают их за свои. Иногда переделывают какие-то части, а иногда, даже не стесняясь, просто подписываются своим именем под чужим трудом.
Интересная история в этом плане произошла с очень популярной в свое время, мелодией «Ламбада», авторство которой принадлежало одному не очень известному композитору. Его новая композиция, остававшаяся практически не замеченной, через некоторое время стала хитом, и покорила многие страны на всех континентах. Своей популярностью она была обязана двум предприимчивым молодым людям, которые увидели в этой композиции то, что другие почему-то не замечали.
Они сделали новую аранжировку, изменив немного саму композицию, дав, таким образом, мелодии новую жизнь. Когда музыкальное произведение стало приносить баснословные доходы, автору не составило труда доказать в суде свое авторство и отсудить у предпринимателей десятки миллионов долларов. Оказывается, если в композиции используется более семи нот, стоящих подряд из другого произведения, только тогда это считается плагиатом.
В некоторых энциклопедических статьях, посвященных плагиату, можно встретить пояснение: «Следует отличать плагиат от литературной преемственности, например, традиция стихотворений — „памятников“ в русской литературе: к оде Горация „Exegi monumentum“ („Памятник“) в русской литературе XIX -XX веков обращались
Такая традиция преемственности существует и у авторов монументальных музыкальных произведений. Например, третий акт оперы
В свою очередь, Д. Шостакович в своих симфонических произведениях использовал музыку из оперы
Или скажем, как относиться к теоретическим изысканиям А. Эйнштейна? Например, наиболее революционной стала его работа «К электродинамике движущихся тел», в которой с необычайной ясностью были изложены идеи частной теории относительности (ЧТО), разрушившей классические представления о пространстве-времени, существовавшие со времени Ньютона.
Однако, ряд важных положений этой теории были сформулированы еще
Но и сейчас еще можно встретить высказывания, что теория относительности была создана до Эйнштейна. Но, поскольку в ЧТО важны не столько формулы (многие из них действительно были известны ранее из работ Лоренца и Пуанкаре), сколько правильные физические основания, из которых эти формулы следуют, только Эйнштейну удалось раскрыть физическое содержание теории относительности.
Но давайте перейдем от истории к проблеме плагиата в журналистике. Очень красноречиво высказался в свое время о плагиате в СМИ журналист «Комсомольской правды» Андрон Калашников: «Плагиат — незаживающая рана на теле журналистики. Происхождение этой раны ни у кого не вызывает сомнений: пренебрежение правилами элементарной гигиены.
Вместо того, чтобы бегать по городам и весям, собирать полезную для общества информацию, корреспонденты некоторых изданий посредством сидячего образа жизни и чтения материалов коллег наживают массу болезненных неприятностей. А вместо того, чтобы этот вредный для здоровья образ жизни поменять на полезный, — расчесывают неприятности, нанося раны организму…" («Плагиат — болезнь грязных рук»).
Как все, наверное, поняли, речь идет об авторах, которые используют новости, информацию и работы других авторов, размещенных в Интернете, который стал для многих журналистов своеобразной палочкой-выручалочкой. Но и здесь, как в любом другом деле, палка о двух концах. Одно дело — просто скачать какой-нибудь эксклюзивный материал, изменив название и поставив под ним свою подпись, отдать материал в печать, а другое — творчески использовать необходимый материал, указав его автора и источник. Но делать это надо всегда корректно, не нарушая закон и права автора. Ну, а то, что человек, ворующий чужие работы, расписывается в бессилии создать что-то самостоятельно — это очевидно.
И самое интересное, что продукт умственного труда или творческой деятельности в нашем обществе почему-то полноценным продуктом почти никто не считает. Хотя «Закон об авторском праве и смежных правах» существует и, по идее, должен защищать автора. Но единственное, что автор может получить от этой защиты, это возможность гордиться тем, что она у него есть.