Где воруют? Если кратко — то везде. Ни одна торговая точка не может похвастать отсутствием знакомства с явлением. Но излюбленные места ушлых пройдох с крепкими нервами и ловкими руками — магазины самообслуживания.
Некоторые из них пытались отгородиться от напасти прилавками. Но, увы, обороты в этом случае уменьшаются в несколько раз, приходится мириться с несунами.
Кто ворует? Конечно же, не все. Самые безобидные — спонтанные кражи, не планируемые воришкой заранее. Как говорится: «Бес попутал». Безобидные не потому, что от них меньший вред торговле, а по причине «низкого профессионального уровня» несуна и высокой вероятности пресечения кражи.
На таких проступках попадаются самые «широкие слои населения» — от детей до сограждан в преклонном возрасте, от учеников школ до дипломированных специалистов с высшим образованием.
По мнению охранников одного из минских торговых центров, в этой когорте выделяются пенсионеры, ранее имевшие неплохие доходы и привыкшие к определенному уровню жизни. Увы, пенсия его не обеспечивает, вот и возникает иногда желание на чем-то сэкономить.
Особенность последних лет — возникновение «касты» профессионалов, ворующих не то, что под руку попало, а продукты, с легкостью сбываемые для продажи в многочисленные ларьки и киоски. Их излюбленные объекты воровства — сигареты, блоки жевательных резинок, дорогое спиртное и конфеты.
За одно посещение объекта торговли «профи» выносит товара долларов на 100, применяя «спецоборудование» — широкую одежду с внутренними карманами, в которых можно скрыть уворованное.
В день работы «специалист» заказывает такси и объезжает намеченные точки, складывая добычу в багажник. Посещая магазин, вор может входить и выходить из торгового зала несколько раз, накапливая вынесенное в камере хранения.
Порой «профи» сбиваются в банды по несколько человек, у каждого из которых отдельная задача, этакое разделение труда, повышающее не только производительность, но и безопасность. Один срезает с товара магнитные метки и клипсы, другой переносит его в установленное место, третий выносит из зала.
Обособленная специализация «профи» — «кидалы». Термин не совсем правильно передает специфику их «труда», но прижился в среде «секьюрити». Задача «кидалы» — создать впечатление полной невозможности кражи с его стороны. Он всегда прилично одет, выглядит солидно. Вместе с сообщницей может имитировать семейный поход за закупками.
Среди воришек много наркоманов. Их излюбленный товар — кофе. Вряд ли его заваривают для себя после очередной дозы. Скорее всего, есть налаженный канал сбыта.
Как борются с воровством? В одном из минских магазинов «свежепойманного» вора выставляют в торговом зале с табличкой на груди: «Люди, простите меня, я — вор». Приходится «рекламировать» свои способности до приезда наряда милиции.
Охранники крупных магазинов ведут собственную картотеку, фотографируя задержанных. Некоторых из них просто не пускают в магазин. Охранники — это не только крепкие парни в униформе. На работу берут и неприметных девушек, работающих в торговом зале и скрытно наблюдающих за посетителями.
Но лицензиями на охранную деятельность обладают далеко не все магазины. Многие оформляют сотрудников службы безопасности как контролеров торгового зала, что делает незаконным любое задержание несуна.
В государственных торговых точках существуют нормы естественной убыли продуктов, на «усушку» и «утруску». Они невелики, всего лишь доли процента. Часть убытка, хоть и не совсем законно, покрывается за счет этих норм, остальное, опять же незаконно, приходится восполнять продавцам из собственного кармана.
У частника руки развязаны. Он может простить пропажу любого количества товара, но только за счет собственной прибыли. Излишне напоминать, что свое хозяин отдавать не станет.
Торговле можно посочувствовать. Содержание службы безопасности и технических средств наблюдения обходится довольно дорого. По заверениям руководителей предприятий торговли, они обязательно снизили бы торговые надбавки, не будь воровства. Хотелось бы верить. А пока — имеем то, что имеем.
Удачи.