Защита укупорки (колпачки, пробки, алюминиевые капсулы для шампанского) — наиболее действенное средство. Технических ухищрений здесь масса. Дошло даже до того, что была разработана уникальная технология защиты ликеро-водочных изделий от подделки — «поющая пробка». Она содержит микроэлектронный чип с блоком памяти, элемент питания и миниатюрный музыкальный синтезатор. Все это монтируют в стандартную бутылочную пробку. Подделка продукции исключена — при вскрытии пробки модуль полностью разрушается.
Следующее средство защиты продукции от подделки — этикетка. Но сейчас, увы, легче легкого заказать этикетку, как две капли воды похожую на этикетку настоящего товаропроизводителя. Точно так же, как приобрести фальшивую акцизную марку. Последнее слово в этикеточной технике — применение специальной металлизированной бумаги. Пусть она и дороже обычной, зато этикетку труднее подделать, по крайней мере, в «домашних» условиях.
Есть разные способы защиты самих этикеток:
— различные виды бумаги;
— голограммы;
— тиснения;
— конгревы;
— термочувствительные краски;
— горячее и холодное тиснение фольгой.
Но все же этикетки защищают слабо. Их попросту крадут на заводе.
Одно время большие надежды возлагали на специальную голограмму. Но она существенно удорожает продукцию и большинство предприятий ее не применяет. Для неискушенного потребителя, что шесть степеней защиты, что двадцать шесть — все едино, невооруженным глазом это не различишь. Специального же оборудования, тестирующего подлинность самой голограммы, не хватает даже контролирующим организациям. Тем более недоступно оно рядовым покупателям.
Лазерная маркировка бутылки — более надежное средство, но, к сожалению, мало заметное. Она расположена прямо на стекле в виде цифр и букв, нанесенных мелкими черными точками. Подделку легко определить: настоящая маркировка не стирается, от поддельной на пальце остаются следы.
Многие производители спиртных напитков изготавливают бутылки особой формы, что тоже — элемент защиты продукции. Но и тут есть лазейки, необходимую тару раздобыть можно всегда. Основными средствами защиты стеклотары являются ее эксклюзивность, оригинальность форм, присутствие названия торговой марки или завода-изготовителя.
Самый надежный способ защитить продукцию — это развить сеть фирменных магазинов, или приобрести надежных торговых партнеров. Когда каждый продавец отвечает за продукцию как за свою собственную, фальшивка не проходит.
Очень часто производители пытаются информировать общественность о заводских ценах на оптовую продукцию, справедливо утверждая, что любой товар, продаваемый дешевле — подделка. Но масса покупателей ориентируется, прежде всего, на цену. Как-то меня пытались угостить марочным коньяком, купленным на перроне за 15 рублей. Такой коньяк не то, что пить, нюхать опасно.
Французские исследователи пытаются контролировать мошенничества с высококачественными винами при помощи генетической карты вина. Может быть, это менее приятный способ, чем дегустация, но французские исследователи уверяют, что нашли способ использования генетической карты для определения различий между элитными винами и дешевыми «смесями».
В качестве примера опишу, как защищают от подделок такой вид элитного алкоголя, как высококачественный коньяк. Проблема борьбы с фальсификаторами напитка приобрела в последнее время невиданную остроту. Были, например, случаи, когда фальсификаторы «подкрепляли» дешевый коньяк жидкостью для мытья стекол, и продавали ядовитую смесь втридорога, под видом благородного коньяка. И это в то время, когда даже для ополаскивания бутылок на некоторых заводах используют не воду, а коньяк!
Вот поэтому коньячная продукция имеет несколько степеней защиты. Коньячные бутылки изготавливают только из специального стекла, и никогда не используют повторно. Каждую бутылку защищают от подделки голограммой. На каждой этикетке обязательно указывают название завода. Ну и, наконец, на каждой бутылке указывают дату розлива и название коньяка.
Ваше здоровье!