Орден Белого Орла был учрежден 1 ноября 1705 г. королем и курфюрстом саксонским Августом II (по некоторым данным — подобный орден учредил еще король Владислав Короткий в 1325 году). Реальной власти в Речи Посполитой Август II в тот период практически не имел, и, награждая своих приближенных новым орденом, больше тешил свое самолюбие, чем выражал позицию государства. Орден стал высшей наградой Польши, имел одну степень. Знак ордена представлял собой золотое изображение польского орла, покрытого белой эмалью, наложенного на золотой крест с красными эмалевыми лучами. Его носили у левого бедра на светло-синей муаровой ленте.
Первым российским кавалером этой награды стал Петр I, которому знаки ордена Белого Орла были вручены в ответ на пожалование Августа II орденом св. Андрея Первозванного. В XVIII в. ордена Белого Орла были удостоены многие русские вельможи, в том числе Александр Меншиков.
В течение ХVIII века орден неоднократно упраздняли и вновь восстанавливали. В начале XIX века судьба Польши, активно поддержавшей Наполеона, решалась на полях сражений. После разгрома французов полякам оставалось только мечтать о свободе. В 1815 г. Конституционная Хартия провозгласила, что «Царство Польское навсегда присоединено к Российской Империи». В Хартии было определено, что «польские гражданские и военные ордена, а именно: Белого Орла, св. Станислава и Военного Креста сохраняются». С этого года орден Белого Орла стал официально использоваться Александром I для награждения жителей Царства Польского.
Польша всегда тяготилась вынужденным вхождением в Российскую империю, устраивая восстания, которые зачастую приобретали широкий размах. После Польского восстания 1830−31 гг. император Николай I, чтобы подчеркнуть неизменность позиций России, значительно урезал автономию Царства Польского, а его ордена включил в российскую наградную систему. При этом на орденском знаке Белого Орла польская корона была заменена российской, а красный орденский крест с белым одноглавым орлом, помещен поверх двуглавого российского орла. Звезда ордена была сохранена без существенных изменений. На восьмилучевой золотой звезде в голубом медальоне разместили изображение маленького красно-белого креста, а по кругу — девиз «Pro Fide, Rege et Lege». Лента ордена стала темно-синей.
Награждать орденом стали лиц не ниже IV класса Табели о рангах,
У ордена Белого Орла были особые правила ношения. Если его кавалер уже имел орден св. Александра Невского, то знак ордена Белого Орла носили не у бедра, а на шее, на более узкой ленте. Звезду в этом случае не надевали совсем. При наличии у кавалера и ордена св. Андрея Первозванного, звезду тоже не надевали, а знак носили на груди. В этом случае размер знака ордена был уменьшен.
С 1915 года орден стали изготавливать из недрагоценных металлов, а в 1917 году с орденского знака убрали короны. При этом вместо большой короны поместили голубой бант, а место на звезде, где был девиз, прикрыли золотыми лавровыми ветвями.
Любопытно, что последняя из учрежденных до 1917 года медалей («За труды по отличному выполнению всеобщей мобилизации 1914 года»), которую стали вручать в 1915 году, носилась на темно-синей ленте ордена Белого Орла. Других медалей на ленте этого ордена в России не было.
Орден Белого Орла был наградой относительно редкой. Одним из самых известных его кавалеров был вице-адмирал Павел Степанович Нахимов, удостоенный ордена за оборону Севастополя в годы Крымской войны 1853−55 гг. В императорском рескрипте, обнародованном 22 января 1855 года, было сказано:
«Начальнику 5-й Флотской дивизии Нашему Вице-Адмиралу Нахимову 1-у.
В воздаяние отлично-усердной службы вашей, достохвальной распорядительности и мужественного хладнокровия, оказанных вами во время бомбардирования и осады г. Севастополя Англо-Французскими войсками и флотом, Всемилостивейше жалуем вас Кавалером Императорского и Царского ордена нашего Белого Орла, коего знаки при сем препровождая, пребываем к вам Императорской и Царской милостью Нашей благосклонны.
Николай».
Стоит отметить, что в российскую наградную систему вошли еще два польских ордена. В 1831−35 гг. в русской армии производилось награждение пятистепенным польским орденом Военного достоинства (Виртути милитари). Им награждались участники подавления Польского восстания. Всего было выдано: 14 больших крестов — высшим генералам, 188 командорских крестов — генералам и полковникам, 1105 рыцарских крестов — штаб-офицерам, 5219 золотых крестов — обер-офицерам и около ста тысяч серебряных крестов — солдатам и унтер-офицерам. Это был единственный из орденов, пятой степенью которого мог быть награжден нижний чин.
С 1831 года к орденам России был причислен польский орден святого Станислава. Орден имел первоначально четыре, а затем три степени и был младшим в порядке старшинства российских орденов. Орден носили на ленте красного цвета с двойной белой каймой. Его девиз был — «Награждая, поощряет». Обычно орден св. Станислава третьей степени был первой наградой, которую получали молодые чиновники и офицеры.