В России начало создания офицерского корпуса было заложено в XVII веке, к началу которого русские вооруженные силы состояли из двух частей:
— служилых людей «по отечеству»,
— служилых людей «по прибору», стрельцов, пушкарей, городовых казаков, воинов полков нового строя, которые за службу получали «корма» — денежное или натуральное содержание и отдельные льготы (право без пошлины заниматься ремеслом и торговлей). Кроме того, на время боевых действий привлекались отряды приволжских народов, а также «даточные люди», которые набирались по определенным нормам от купцов, посадских людей, монастырей
Единственной постоянной офицерской должностью (чином) в поместной коннице был сотник или сотенный голова. В стрелецких частях офицерских должностей было больше: голова (командир полка), полуголова или пятисотенный голова, сотник и пятидесятник. У казаков были атаманы и есаулы.
Назначениями на должности ведали Разрядный приказ (дворянское ополчение) и Стрелецкий приказ (стрелецкие части). Воинских чинов, в современном понимании, тогда не существовало, и на командные должности назначались лица, имеющие общегосударственные чины или звания, которых было три группы:
чины думские: бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки;
чины служилые московские: стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы;
чины служилые городовые или провинциальные: дворяне выборные, дети боярские дворовые, дети боярские городовые.
Кроме них существовала небольшая группа лиц, имеющих придворные чины, и значительное количество дьяков.
Имеющие чины служили «по отечеству» и составляли дворянское сословие. Дворянство в современном понимании в то время обычно обозначалось термином «шляхетство».
Бояре, окольничие и думные дворяне назначались на высшие командные должности, были воеводами полков (большого, правой и левой руки, передового, сторожевого, засадного), которые формировались только на время войны, входили в высшие структуры военного управления.
Представители служилых московских чинов составляли «государев полк», по статусу он соответствовал возникшей позднее гвардии, сопровождали царя в военных походах, назначались на высокие командные должности,
Провинциальные дворяне привлекались по очереди для службы в столице, включались в «государев полк», назначались на невысокие командные должности (дворяне выборные), ходили в дальние военные походы и несли сторожевую службу на границах государства (дети боярские дворовые) или несли городовую и осадную службу (дети боярские городовые).
В провинции молодые представители служилого сословия начинали службу с чина «дети боярские» и выше чина «дворянин московский» практически не поднимались. Сыновья бояр и окольничих начинали службу стряпчими, в худшем случае — дворянами московскими. Назначение их в «дети боярские» воспринималось как очень суровое наказание и, даже, бесчестие.
На довольно высокие командные должности назначались дьяки из столичных приказов. Они могли входить в состав военного управления, возглавлять артиллерию в походном войске и отряды из даточных людей, руководить фортификационными работами и строительством крепостей.
Назначение на должности представителей думских и старшей части московских чинов проводилось по местнической системе и зависело не от способностей кандидата, а от его родовитости. Принцип был жесткий — более родовитый не может служить под началом у менее родовитого. Но, к сожалению, полководческий талант не передается с генами и, зачастую, полками командовали очень посредственные воеводы.
Большинство столичного и провинциального дворянства назначалось на должности и поднималось по чиновной лестнице в зависимости от служебных заслуг.
Появление в русской армии офицерских чинов современного типа связано с привлечением на службу иностранцев. Из них первоначально формировали роты, возглавляемые ротмистрами или капитанами, а во время Смоленского похода 1632−34 гг. сформировали полки «иноземного строя» с четкой командной иерархией: полковник — большой полковой поручик (подполковник) — майор — ротмистр (капитан) — поручик — прапорщик. Причем к командирам иностранцам были назначены «дублерами» русские дворяне, с присвоением им соответствующих офицерских чинов. После похода полки были распущены, но опыт не пропал даром.
В начале сороковых годов XVII века снова начинается формирование полков «иноземного строя», которые разделяются на солдатские (пешие), рейтарские и драгунские. Во второй половине века их уже больше семидесяти. В это время в русской армии появляются первые генеральские чины: генерал (встречается с 1655 года), генерал-поручик (с 1659 г.), генерал-майор (с 1661 г.). Полки нового строя комплектуются не только иностранцами, в них постоянно увеличивается количество русских воинов из служилых людей, которые производятся в офицерские и генеральские чины. Назначением на должности и производством в чины в полках нового строя ведал Иноземный приказ.
Несмотря на появление полков нового строя, основу русской армии в конце XVII века продолжают составлять поместная конница и стрелецкие части. Но существенные преобразования коснулись и их. В 1680 году указом царя Федора Алексеевича в стрелецких полках были введены чины полковника, подполковника и капитана. В 1682 году была отменена местническая система назначения на должности, и у неродовитых офицеров появилась возможность значительного служебного роста. Происходит изменение общественного сознания в среде служилых людей, они начинают привыкать к тому, что назначение на офицерские должности зависит не только от заслуг предков, но и от военных знаний и способностей, что получение неродовитым воином первого офицерского чина ставит его вровень с дворянами и, по существу, позволяет командовать ими.
В конце XVII века в русской армии были заложены основы для создания офицерского корпуса, окончательно сформировать который еще предстояло Петру I.